Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
11:40, 05 июля 2017
 Анатолий Прокопцов, ветеран правоохранительных органов, заслуженный работник МВД 3208

Сын полка

Сын полка Павел Кириллович Гречихин
  • Анатолий Прокопцов, ветеран правоохранительных органов, заслуженный работник МВД
  • Статья
  • Анатолий Прокопцов, ветеран правоохранительных органов, заслуженный работник МВД
  • Статья

Самый неподкупный гаишник Белгородской области ещё мальчишкой сражался на Курской дуге

Павла Гречихина знает каждый белгородец. Ну если уж не его самого, то памятник честному гаишнику – ведь прототипом героя этого памятника послужил госавтоинспектор, ветеран Великой Отечественной войны, сын полка Павел Кириллович Гречихин.

Война разрушила планы

Родился он 6 июля 1928 года в селе Покровка  Яковлевского района. Его отец Кирилл Илларионович и мать Анастасия Федотовна, как и их родители, всю свою жизнь отдали крестьянскому делу. В 1941 году Павел окончил семь классов Дмитриевской сельской школы Томаровского района (после образования Белгородской области он вошёл в состав Яковлевского района) и собирался поступить в техникум.   У него была одна мечта  –  стать дипломированным механизатором. Но война разрушила все его планы...

В оккупации

В самом начале войны его отец, как и многие другие мужчины, ушёл на фронт. Вся тяжесть работы по хозяйству легла на плечи женщин и подростков. Вмиг повзрослевшие, они почувствовали себя ответственными за дела отцов.

Село находилось рядом с трассой Мос-ква – Симферополь, и потому его часто бомбили. Чтобы уберечь детей, Анастасия Федотовна перевезла их на хутор  Дубрава. Но в Покровке остались огород и всё хозяйство. Чтобы семья не погибла от голода, Павел, как старший из детей, часто возвращался за продуктами в родное село.  А когда их местность оккупировали фашисты, жизнь стала ещё хуже. На территории был установлен строгий оккупационный режим. И чтобы  попасть в Покровку, нужно было искать такие лазейки, чтобы фашисты не обнаружили.

Под стелькой сапога

Покровку освободили в феврале 1943 года. А хутор, где  жили Гречихины, продолжал оставаться в оккупации. И вот к Павлу обратился за помощью руководитель подполья (организации, которая боролась с фашистами на оккупированной территории) Прокофий Павлов. Нужно было перейти линию фронта и доставить в Покровку важное донесение. В пакете находились сведения об огневых точках, расположении немецкой живой силы и техники, собранные подпольной группой. Лучшей кандидатуры для выполнения этого задания, чем Павел Гречихин, трудно было подобрать. Ведь Покровка – его родное село, там дом и огород,  и объяснить немцам, зачем подросток идёт туда, было очень просто.

Всё было продумано до мелочей. Спрятав донесение под стельку сапога, он благополучно перешёл линию фронта и передал пакет советским разведчикам. На следующий день Павел возвратился на хутор – уже с наступающими советскими войсками. Очень пригодились нашему командованию сведения, переданные Гречихиным.  В тот же день был освобождён Белгород, а затем и Харьков.

В 1943  году 15-летний Гречихин ушёл на фронт, служил в составе 1008-го артиллерийского полка истребительной противотанковой артиллерии. Со своим полком он  сражался на Курской дуге, прошёл всю Белгородчину, освобождая от фашистов её города и сёла. Воевал на  Украине, форсировал Днепр и 6 ноября 1943 года принимал участие в освобождении Киева.

На танке и в ГАИ

Фронтовая жизнь для Гречихина закончилась, когда пришёл приказ о том, что всех несовершеннолетних нужно отозвать из действующей армии и отправить домой. А у кого дома не осталось  –  в суворовские училища или в детские дома. Но закалённый в труде и боях подросток и дома не остался без дела.

Работал в колхозе трактористом, затем  –  на Харьковском тракторном заводе. После войны его уже по возрасту призвали в армию, где он  служил на срочной, а затем на сверхсрочной службе в танковых войсках, был командиром тяжёлого танка. Уволился из армии в 1956 году. А в 1957-м пришёл работать в Госавтоинспекцию. Там проработал 31 год, пять месяцев и 26 дней.

Павла Кирилловича всегда ставили на самые ответственные и оживлённые участки дороги. Он никогда не давал поблажек ни водителям, ни пешеходам, нарушавшим правила дорожного движения. Даже если нарушители были большими начальниками. Но никто никогда на него не жаловался. Потому что он и сам никогда не нарушал закон, и не позволял его нарушать никому. Уже тот факт, что там, где дежурил Гречихин, не было ни одного ДТП, в котором бы пострадали люди, говорит о многом.

За добросовестный труд и образцовое выполнение  обязанностей его наградили нагрудным знаком «Отличник милиции» и присвоили почётное звание «Отличный водитель». Много у него было и других поощрений  –  от благодарностей и денежных премий до государственных наград. В 1977 году он задержал особо опасного вооружённого преступника, за что был награждён орденом Красной Звезды.

Помог случай

Многие, как и Павел Кириллович, прошли сынами полка по всем дорогам войны, но в списках не значились. Поэтому так и остались непризнанными участниками Великой Оте-чественной. Гречихина тоже долго не могли признать сыном полка. Центральный архив министерства обороны на запросы отвечал: «В списках 1008-го артполка не числится».

Но Павлу Кирилловичу помог случай...

3 августа 1973 года на трассе Москва –   Симферополь торжественно открывали комплекс памятников героям Курской битвы. Было много гостей – ветеранов, участников битвы на Курской дуге, полководцев, делегаций из городов-героев... Гречихин дежурил там на посту.

И вот недалеко от возвышающегося на пьедестале  танка Т-34 остановился автомобиль, и из него вышел пожилой седой генерал. Руководители области  направились встречать гостя. Но генерал, устремив взгляд поверх голов официальных лиц,  стремительно направился к обычному старшине милиции,  поддерживающему общественный порядок у мемориала.

–  Павлик! Паша! Ты живой?  –  воскликнул генерал. И бросился обнимать Гречихина.

–  Так точно, товарищ генерал-лейтенант. Я живой!  –  ответил, козырнув, старшина.

Так в этот торжественный день встретились участники Курской битвы  –  герой Гражданской войны, командир 3-го гвардейского механизированного корпуса 1-й танковой армии,  Герой Советского Союза, наш земляк (уроженец  Алексеевки) генерал-лейтенант танковых войск Семён Кривошеин и  бывший сын 1008-го артиллерийского полка истребительной противотанковой артиллерии Павел  Гречихин.

Вот с этого момента уже ни у кого не вызывало сомнений, был Гречихин сыном полка или нет.  
В начале 80-х годов в Курске был открыт музей сынов полка. На его открытие был приглашён и Павел Кириллович. Там и сейчас имеются экспонаты, рассказывающие о нём и о его боевом пути. Павел Гречихин был награждён орденами Отечественной войны II степени, Красной Звезды и шестью медалями.

Он ушёл из жизни в 1997 году. В 2004-м в Белгороде установлен памятник самому честному гаишнику работы белгородского скульптора Анатолия Шишкова. А в сентябре 2011-го в Яковлевском районе водрузили на постамент отреставрированный мотоцикл Гречихина.



Белгородцы вспоминают…

Непреклонность Гречихина в выдаче штрафов стала уже чуть ли не городской легендой. Об этом рассказывают экскурсоводы музея школы № 48, посвящённого знаменитому инспектору.

«В нашем музее вы можете увидеть копии пробитых талонов, – рассказывает ученик Витя Куксов. – В одном из них написано «Водитель Гречихин», а ниже должность и фамилия лица, выдавшего талон: «Старший госавтоинспектор Гречихин». Этот талон был пробит им самому себе за проезд перекрёстка на красный свет. Штраф за неправильную парковку он выписал своему сыну, а жену привлёк к ответственности за переход улицы в неположенном месте».

Конечно, не все мифы о Гречихине находят подтверждение, но это не помешало экскурсоводам во главе с учителем начальных классов Виолеттой Шагиданян взять второе место на Всероссийском фестивале школьных музеев в 2015 году.

«Когда я пришёл в Госавтоинспекцию, Гречихин уже давно работал, – вспоминает его сослуживец, ветеран милиции Сергей Акимочкин. – Он к обучению молодёжи очень серьёзно относился: где стоять, чтобы не сбили, как останавливать, как правильно себя вести. Работа гаишника очень тяжёлая была: отстоишь смену – и вдруг рейд или работать до особого распоряжения – и ещё четыре-пять часов стоишь. Многие могли между собой пожаловаться, посетовать. А Гречихин никогда не жаловался и не роптал. Он был фанатом своего дела. Такое ощущение было, что его, кроме службы, ничего не интересовало: ни фильмы, ни театр. И в выходные дни он работал с удовольствием! Мы шутили, что, наверное, и во сне он только службу видит. Он по школам ходил, к пионерам, объяснял, рассказывал...»

По материалам сайта «БелПресса»

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×