Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
11:55, 05 августа 2016
 Подготовила Елена Мельникова 2643

Мосты Лавра Проскурякова

Мосты Лавра Проскурякова Мост через Енисей. Фото с сайта www.russika.ru
  • Подготовила Елена Мельникова
  • Статья
  • Подготовила Елена Мельникова
  • Статья

30 августа 1858 года в слободе Борисовке, что на территории нынешнего Валуйского района, родился великий инженер-мостостроитель Лавр Проскуряков. И если другого нашего земляка – Владимира Шухова – называют не иначе как «инженер мира № 1», то Проскурякова в профессиональной среде называют инженером № 2. Лучшим после Шухова.

Крестьянский сын

Он был обычным мальчишкой из  обычной небогатой  многодетной семьи провинциального священника. У Лавра было 17 братьев и сестёр! В те времена слобода, где родился Лавр Дмитриевич, принадлежала к Новооскольскому уезду Курской губернии. Так что наши соседи-куряне тоже считают его своим земляком.

Мальчик обладал пытливым умом, с детства его притягивали точные науки. Так что  валуйскую среднюю школу он окончил с отличием, за что получил рекомендацию для поступления в высшее учебное заведение… А выбрал –  Петербургский институт путей сообщения, хотя железной дороги никогда  даже  в глаза не видел. Она пройдёт через Валуйки  только через двадцать лет…

«Экзамены в институт он сдавал наравне со всеми: крестьянский юноша из российской глубинки блестяще прошёл вступительные испытания и стал студентом одного из самых престижных высших учебных заведений Российской империи!» – рассказывает исследователь жизни и творчества Лавра Проскурякова, доктор технических наук, профессор, руководитель кафедры сопротивления материалов и строительной механики БГТУ имени В.Г. Шухова Александр Юрьев.

Много лет изучению жизни и творческого наследия  Проскурякова посвятил белгородский писатель и журналист Анатолий Нечаев. В архивах и музеях он нашёл сведения о том, что предки Лавра Дмитриевича, Прокофий и Никита Проскуряковы, были одними из первых ямских охотников на юге Московского государства (ямскими охотниками называли крестьян, имеющих лошадей и повозки для отбывания ямской повинности – по сути, прообраз современной курьерской и почтово-транспортной служб). Его прапрапрадед Мирон участвовал в Азовских походах Петра Первого и вместе с другими валуйчанами спас русского царя от гибели во время отступления от Азова…

Лавр Проскуряков.
Лавр Проскуряков.
Фото с сайта http://dic.academic.ru

Мосты Транссиба

В институте путей сообщения Лавр Проскуряков увлёкся строительной механикой и проектированием мостов. Много думал над тем, как сделать их более надёжными и долговечными. И он стал проектировать мосты с использованием совсем новых конструкций (они назывались «многорешётчатые мостовые фермы»). Для этого требовались сложные и точные расчёты, ведь речь шла не о простых мостах,  а о транспортных и железнодорожных магистралях через   суровые и широкие сибирские реки! Обь, Енисей, Иртыш  отличались к тому же большой глубиной, а при паводках вода поднималась очень высоко, ледоходы крушили всё на своём пути.

Как пустить через эти реки поезда и автомобили? Нужны надёжные и долговечные мосты. Лавр Проскуряков со своими товарищами-инженерами придумал, как конструировать такие мостовые переходы.

Транссибирская магистраль стала главной и самой крупной в России стройкой конца XIX – начала ХХ века. Именно для неё Проскуряков конструировал железнодорожные мосты общей длиной 7 тысяч километров! Представь: это было более 100 лет назад!

Транссибирская железная дорога связала многие населённые пункты Сибири –  Челябинск и Владивосток через Омск, Иркутск, Хабаровск и другие города, между которыми практически не  было нормальных дорог. Тайга да бурные широкие реки… Чтобы покорить их, пришлось построить аж 28 мостов!

Мостовой переход через Амур.
Мостовой переход через Амур.
Фото с сайта http://www.russika.ru

Амурское чудо

Один из спроектированных Проскуряковым и его другом, инженером Григорием Передерием, мостов Транссиба – хабаровский – до сих пор называют амурским чудом. В 1916-м (в нынешнем году сто лет этому чуду!) 2,5-километровый мост с железной дорогой был чуть ли не самым длинным в мире. В честь наследника-цесаревича Алексея этот мост назвали Алексеевским. А торжественная закладка моста состоялась в 1913 году, в год 300-летия дома русских царей Романовых. Над возведением моста трудились 3 000 человек! А главное, что этот мост стоит до сих пор, несмотря на то, что его пытались взорвать в годы Гражданской войны.

В 80-х годах прошлого века  его реконструировали и укрепили, расширив количество железнодорожных путей и транспортных полос для автомобилей. В газете «Гудок» вышла информация о том, что руководство Дальневосточной железной дороги решило  создать музей истории моста через Амур, и вскоре была собрана уникальная экспозиция.

И всё же Проскуряков не останавливался на достигнутом. Он очень хотел создать идеальный мост. Таким стал знаменитый мост через Енисей. Он простоял более 100 (!) лет и несколько лет назад был демонтирован, несмотря на то, что его признали памятником истории и культуры. И именно  за этот мост инженер Проскуряков получил Большую золотую медаль Парижской выставки научно-технических достижений!.. Но не нашлось в то время таких технологий и материалов, которые помогли бы восстановить и укрепить уникальный мост. А жаль.

Фото с сайта http://oldmos.ru

Сам Эйфель сказал: «Победа за вами!»

В 1900 году в Париже на Марсовом поле проходила международная техническая выставка. 35 стран разместили здесь свои павильоны. Внимание зрителей было приковано к Эйфелевой башне – самому высокому в те годы в мире сооружению, построенному в 1889 году французским инженером и, между прочим, мостостроителем Александром Эйфелем.

«Кроме парижской ажурной башни-гиганта восхищение участников и посетителей выставки вызвали двигатель внутреннего сгорания немецкого инженера Рудольфа Дизеля, первые радиоприёмники, сконструированные Александром Поповым и Гульельмо Маркони. Поражали воображение только что изобретённая турбина, усовершенствованная модель автомобиля «Пежо», лампа накаливания с вольфрамовыми и молибденовыми нитями работавшего во Франции русского инженера Александра Ладыгина, модель первой электростанции общественного назначения Томаса Эдисона… Все эти учёные и конструкторы, а ещё и великий химик Дмитрий Менделеев, лично участвовали в выставке, – рассказывает профессор Юрьев. – И вот они  зашли  в российский павильон. Несколько часов разглядывали воспроизведённое в чертежах, картах, схемах строительство Транссибирской магистрали. Поражали не только масштабы проекта, но сам смысл задуманного: ведь не только Россия, но и вся Европа теперь будет связана стальными магистралями с Азией: Японией, Китаем, Кореей! При виде моста через Енисей Александра Эйфеля охватило волнение. «Боже мой, да это же чудо!» – воскликнул он. И обратился к Менделееву: «Где этот гениальный конструктор? Позовите его сюда!» Когда смущённый Проскуряков подошёл к группе величайших учёных века, Эйфель сказал ему: «Этим проектом вы сразили меня. Победа за вами!» Дизель, Маркони и все остальные рукоплескали Лавру Проскурякову. Нашему земляку».

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×