Когда родители узнают, что сын их попал к строгому учителю, они облегченно вздыхают: «Возьмёт ребенка в руки». Заманчиво. Самим не всегда удается такое. А тут – возьмут.
И вот ребенка взяли в руки.
Он меняется на глазах: становится пунктуален – боится опоздать в школу. Становиться аккуратен – как огня боится клякс и «размазни» в своей тетради. Более того, приказы и советы учителя выполняет так педантично, что родители начинают испытывать лёгкую ревность: меня не послушал, а учителя слушает.
Прекрасно, если это послушание сочтётся с уважением и любовью к учителю. Это бывает в том случае, когда строгость учителя – форма его любви и уважения к детям.
Макаренко строил свою систему на требовательном уважении к человеку. Именно уважении.
Между тем нередко этот тезис в жизни, в наших педагогических буднях превращается в требовательность без уважения.
Так рождается фраза: «Ученики меня не любят, потому что я строг»; или «Я требую знаний, я заставляю их работать, и за это они меня не любят!»
Неправда.
Нелюбовь к учителю никогда не возникает в ответ на требовательность, если эта требовательность порождена любовью к ребятам. Вы скажете: откуда дети знают источник этой требовательности?
Чувствуют. Чувствуют всегда безошибочно. Учитель может быть строг, педантичен, может быть даже грубоват, но если за этим стоит любовь к ребятам и подлинная человечность, его будут любить!
Но иногда учитель требует абсолютного повиновения, ставит оценки крайне скупо только потому, что ему так легче: легче работать, если в классе мёртвая тишина, если дети выучивают всё на зубок, потому что они запуганы учителем (запугать ребёнка куда легче, чем заинтересовать).
Вдумайтесь в смысл фразы: «Он строг – но справедлив». Фраза очень употребительна, а между тем – откуда здесь «но»? Разве строгость исключает справедливость? Напротив! Если строгость – это разумное употребление власти, то она включает в себя справедливость как обязательный компонент. Поэтому именно так: «Строг – но справедлив!»