Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
15:15, 02 декабря 2015
 Галина Чеснакова, логопед, г. Белгород 4313

Город Букваринск. Часть 3.

Город Букваринск. Часть 3. Город Букваринск
  • Галина Чеснакова, логопед, г. Белгород
  • Статья
  • Галина Чеснакова, логопед, г. Белгород
  • Статья

Вредная буква «Э»

Слова всегда состоят из одной, двух, трёх, четырёх и более частей: слово делится на части, как на дольки апельсин. Сколько в слове гласных букв, столько и слогов. Количество слогов в слове легко определить с помощью хлопков в ладоши. Например: до-ро-га (хлопаем 3 раза или считаем гласные буквы).

Но когда согласные буквы стали ходить в гости к своим соседям, живущим в красных домах, т.е. к гласным буквам, то получилось, что петь им вместе песни (слоги) стало трудно, и песенки получались неправильные: звук «э», стоящий после согласных, очень мешал составлять слог-песенку. Например, пошла буква МЭ в гости к гласной букве А, после чая сели они на лавочку и запели: МЭА, а ещё НЭА, ЛЭА, РЭА… Попытались составить слово МАМА, а оно не получается, произносится МЭАМЭА, даже понять нельзя, что это такое. Поэтому надо всегда помнить, что из домика в гости к гласной букве идёт не буква из алфавита МЭ, а звук М. А букву-дразнилку Э надо отбрасывать, оставлять в домике буквы М. И тогда получатся правильные песенки  - МА, МУ, МО, МЫ, МИ, МЕ, МЁ, МЮ, МЯ. Ну и слова можно будет составлять легко и правильно: мама, рама, мыло и т. д.

Город Букваринск – подспорье для учителя

Вот такой город Букваринск мы придумали почти 50 лет назад. И столько же лет по нему работала я и во вспомогательной школе, и в детском саду при подготовке детей к школе, и в начальных классах массовой школы, и в логопедических пунктах. Конечно, в реализацию этой методики я, как логопед, внесла много из практики моей, как логопеда. Но это было не помехой, а хорошим подспорьем в постановке правильной артикуляции труднопроизносимых звуков: р, л, ш, ж, ч, щ, с, з, ц. Во-первых, потому что когда дети в зеркало рассматривали «лицо» звука на уроке чтения по знакомству со звуком-буквой, то сразу выявляла недостатки артикуляционного аппарата (язык, губы, зубы - их состояние и особенности строения). Это было равносильно обследованию речи каждого ученика. Показывала им перед зеркалом правильное положение органов речи.

 Часто после показа и нескольких упражнений артикуляционной гимнастики для губ и языка ученик быстро справлялся с дефектом своей речи. Ну иногда, конечно, приходилось с этим учеником поработать и подольше, обязательно привлечь к работе родителей и давать задания на дом, а потом проверять их выполнение - обязательно на оценку! В сложных случаях использовала специальные логопедические приёмы.

А вот обучать детей чтению, используя город Букваринск, было легко и интересно для учеников. План обучения составляла каждый раз соответственно тому «Букварю» или «Азбуке», по которой шёл процесс обучения чтению в первом классе в данном году и в данной школе. Так много этих учебников сменилось за эти 50 лет!!!

 «Букваринск» я использовала на уроках по ознакомлению с новым звуком и буквой, составлению слогов, обогащению словаря детей (придумывали слова с данным звуком, определяя его место в слове, и делили слова на слоги), развитию фонематического слуха (определение на слух заданного звука в слове).

«Букваринск» давал возможность в игровой форме усвоить основные правила правописания в русском языке:

1) правописание в жи - ши, ча - ща, чу – щ, и дети запоминали его на всю жизнь;

2) озвончение и оглушение согласных в середине и в конце слова и т.д.

Вот примерная схема плана урока по знакомству с новым звуком-буквой. Если нет зеркала, то дети смотрят друг на друга, показывая лицо звука друг другу. Например, изучаем букву З…

1. Знакомство со звуком «з». Перед зеркалом рассматриваем лицо звука: губы улыбаются, лицо весёлое, кончик языка упирается в нижние зубы, между зубами выходит холодная струя воздуха. Слова холодные: зима,  голос - есть, звонкая согласная, длительность: звенит, как комарик, и долго, и коротко.

2. Придумать или назвать по картинкам слова с звуком «з». Определить место звука в этих словах, разделить их на слоги (хлопками).

3. Знакомство с буквой З (похожа на цифру 3, на змейку).

4. Поселение буквы 3 в домик (синий с красной крышей).

Произнесение: звенит з-з-з, долго и коротко.

5. Буква З идёт в гости к гласным буквам, переходит через мостик речки Чернильной. Поёт песни с гласными буквами: ЗА, ЗО, ЗУ, ЗЫ, ЗЭ, ЗИ, ЗЯ, ЗЮ, ЗЕ, ЗЁ.

6. Работа с «Букварём» (изучение звука и буквы  З).

7. Выучить стихотворение «Зайка». Выделить слова со звуком «з».

8. Загадать загадки.

9. Задание на дом по «Букварю».

Таким образом можно проводить уроки с каждым звуком-буквой.

Я надеюсь, что мой опыт в этой работе поможет многим научить читать своих детей.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×