Сейчас многие дети не хотят читать книги, да и научить их чтению часто бывает нелегко. Ещё в 1968 году, когда я училась в МПИ имени Ленина на логопеда, во время педпрактики в школе № 188 мы с логопедом Верой Петровной Клыгиной создали наглядное пособие «Город Букваринск». Оно очень помогло нам обучить детей первого класса чтению быстро и качественно, потому что мы создали игровую форму обучения. Для этого «одушевили» звуки и буквы русского языка, сделали их близкими друзьями детей.
«Лица» и «голоса»
Все звуки мы произносили и рассматривали перед зеркалом, выясняя, какое лицо у звука. Например, у звука «а» лицо «широкое», у звука «и» - весёлое, у звуков «ж, ш, ч, щ» - сердитое, так как губы трубочкой и все они шипят, как змея, или жужжат, как пчёлы и жуки. У звуков «з, с, ц» – лицо весёлое, они звенят или свистят.
Потом мы выясняли, есть у звука голос, для этого искали его в горлышке или в ушах. Звуки, у которых есть сильный голос, назвали гласными (а - я, у – ю, о – ё, э – е, ы – и). Звуки, у которых есть слабыйголос, назвали звонкими согласными (б, в, г, д, ж, з, м, н, р, л, й). А остальные звуки, у которых в горлышке и ушах мы не услышали голоса, мы назвали глухими согласными (п, ф, к, х, т, ш, ч, щ, с, ц). И познакомили с твёрдым и мягким знаками, которые не являются звуками, так как у них нет ни лица, ниголоса. Это просто знаки, но они тоже нужны в русском языке.
Два в одном
И третья характеристика у всех звуков – это длительность их произношения.
Гласные звуки а, у, о, э, ы, и можно произносить долго и коротко (а – а – а – а; а! у – у – у – у; у! о – о – о – о; о! э – э – э – э; э! ы – ы – ы – ы; ы! и – и – и – и; и!).
Ещё эти гласные звуки составляют с согласными звуками твёрдые слоги: ма, му, мо, мэ, мы. Исключение составляет мягкий и вежливый звук И, с ним слоги мягкие: ми, ни, ри.
А вот гласные звуки я [йа], ю [йу], ё [йо], е [йэ] можно произносить только коротко. Причина в том, что эти звуки состоят из двух звуков и фактически являются родными сестрами звуков а, у, о, э. Если к звуку «а» присоединить согласную «й» (ещё её называют «и краткое»), то получится нотированный звук я - йа, он произносится только коротко: я! я! А если звук «я» тянуть долго, то он превращается в звук «а»: я – а – а – а.
Точно так образуются звуки: ю - йу, ю – у – у – у; ё – йо, ё – о – о - о; е - йэ, е – э – э – э. И все эти звуки - я, ю, ё, е - образуют с согласными мягкие слоги: мя, мю, мё, ме.
Домики для букв
Когда-то все буквы жили на полянке: бегали, играли, собирали цветы, грибы и ягоды. Но наступила осень и буквы решили построить себе домики, в которых им будет жить тепло и уютно даже зимой. Они нарисовали план, по которому и построили город Букваринск. Нашли такое место, где протекала речка Чернильная (в ней текла вода чернильного цвета).
Самую широкую улицу построили гласные буквы. Ведь их звуки умели петь громко, поэтому дома и даже крыши здесь построены из красного кирпича. И по красному цвету домов все узнавали, что здесь живут буквы-певицы. Дома они построили в два ряда: в одном ряду жили твёрдые гласные буквы, а в другом – их родные мягкие гласные.
Это были буквы-близнецы с одинаковыми лицами, но с разной длительностью произношения их звуков. Поселились гласные буквы в своих красных домах и начали помогать строить дома своим буквам-друзьям – звонким согласным. У которых не было родных сестёр и братьев. Дома им построили синего цвета, а крыши – красные, потому что у них был голосок.
А ещё два домика они построили для знаков (ъ и ь) – зелёного цвета.
На другом берегу речки Чернильной построили себе домики родные сёстры - парные согласные. У них одинаковые лица (б-п, в-ф и т. д.), но у согласных б, в, г, д, ж, з - есть голос. Они звонкими называются.
У остальных нет голоса - они глухие. У звонких согласных домики синие, а крыши красные - показатель наличия голоса.
У глухих согласных и домики, и крыши синего цвета. Звуки и буквы ж, ш, ч, щ - шипящие.
Звуки и буквы з, с, ц называются свистящие.
Продолжение следует