Мастера красноречия
Не так давно, семь лет назад, в Белгородскую гимназию № 3 пришла работать удивительный педагог Наталья Немыкина. Несколько лет назад она разработала свою авторскую программу «Искусство речи». Долгое время проработав в старших классах начала замечать: школьники с годами будто разучиваются писать сочинения. А вот в начальной школе фантазируют, с удовольствием что-то придумывают, сочиняют, а потом словно всё забывается и ребятам тяжелее становится выражать свои мысли на листе.
- Что же делать? – подумала Наталья Ивановна. И тут же решила: «Ребятам нужно давать темы, которые будут интересными им самим».
Вот взять хотя бы жевательную резинку. Можно поразмышлять, полезна она или вредна? Или радуга. Наверняка каждый задумывался, а откуда она берётся?
Заинтересовались ребята. Полюбили литературное слово. Начали писать. А чтобы сочинения не залёживались в столе, придумали журнал детских сочинялок. Нарекли его «Витийки». Название придумала Наталья Ивановна. Вспомнила она об удивительной птичке с таким именем. Согласно поверьям, её никто и никогда не видел. Все только восхищались её чудесным пением. Людей, которые умеют говорить так же красиво, как поёт эта птичка-невидимка, называют витиями. В славянской мифологии вития означает «мастер красноречия». Витийками стал называться не только журнал, но и его авторы, делающие свои первые шаги в стране литературного слова.
Диковинный зверинец
Словесные фантазёры пишут обо всём. Но, говорят, больше им нравится сочинять о природе и животных. Что удивительно: витийки зачастую придумывают иллюстрации к своим сочинениям, а кто постарше ещё и осваивает компьютерный дизайн. Верстать журнал, который выходит раз в месяц, учит начинающих журналистов руководитель пресс-центра гимназии Антонина Свидовская.
Весной этого года витийки выиграли специальный приз Всероссийского фестиваля школьных СМИ-2014, который проходил в Москве. На конкурс отправили журнал, посвящённый диковинному зверинцу. Четвероклассники нарисовали невиданных существ с невообразимыми именами: Лунзры, Яблокомяка, Желатинник, Рыптипальма, Календумика… – и придумали истории их жизни. Жюри необычный подход оценило.
Вы только сами подумайте, как интересно получилось! Софья Гуд придумала Календумику. Появилось её творение из календулы. У неё светло-оранжевые волосы, голубые глаза и маленький курносый носик. Её голову украшает венок из цветков календулы, а любимое платьице сделано из синего колокольчика. Она очень любит играть на скрипке. И когда она играет, все жители её страны засыпают и видят счастливые сны.
А Маша Стародубцева свою невиданную зверушку назвала Колокогриб. Родился он из гриба, который всё время говорил о колокольчиках. Колокогриб любит колокола, их мелодичный звон. Живёт он в лесу среди полевых колокольчиков. Его любимая еда - цветы. Он очень хорошо готовит и любит угощать вкусными блюдами лесных жителей. Когда он что-нибудь вкусненькое приготовит, то сильно звонит в колокольчик, чтобы собрать своих друзей отведать его блюдо.
А герой Миши Рыбочкина - Желатинник - появился на свет из яблочного желе. Питается он только яблоками и пьёт исключительно яблочный сок. Желатинник может пролезть в любую щёлочку, подпрыгнуть до 20-го этажа. После этого его невозможно остановить. Он всё прыгает и прыгает...
Забавные истории вышли. Неудивительно, что победа досталась витийкам. Желаем им и дальнейших успехов. А нашим читателям предлагаем несколько удивительных историй от юных выдумщиков.
Как появляется радуга?
Давным-давно жила прекрасная девушка Ирида. Она была царицей всей живой природы. Её любили все растения, ручейки и животные. У Ириды были красивые длинные волосы, которые она заплетала в разноцветные ленточки.
Однажды у неё появилось семь чудесных сыновей. У Красного волосы были гранатового цвета, у Оранжевого – солнечного. Жёлтому сыночку мама подарила золотые кудри, а Зелёному – изумрудные глаза. У Голубого глаза имели васильковый оттенок. Синий сын получил в подарок хрустальный мяч цвета морской волны, а Фиолетовый – колечко с сиреневым камушком.
Дети очень любили играть в салочки на полях, пускать кораблики по воде. Пока дети озорничали, Ирида сидела в кресле из берёзовых веток и вязала своим детям шапочки. Когда дети подросли и окрепли, Ирида обратилась к ним с необычной просьбой: «Сыночки мои, вы уже взрослые! Поэтому вам пора помочь природе. В древности жил один волшебник, и только он мог сотворить радугу. Свой секрет он передал мне. Но только с вашей помощью мне удастся это сделать». Ирида достала связанные волшебные цветные шапочки и надела их на сыновей.
Вдруг пошёл дождь, но вскоре выглянуло солнышко. Оно протянуло лучики сквозь дождевые капли, и братья быстро запрыгнули на эти водяные небесные дорожки. Каждый на свою. И с тех пор они превратились в радуготворцев. Больше всего теперь Ирида любит смотреть, как её сыновья рисуют в небе семицветный мост.
Марина Барышникова
ученица 7 а класса
Осколки детской радости в реке
В древности река Оскол была плавным ветерком, превращавшимся в прекрасную воздушную Деву. Она передвигалась спокойно и умиротворённо. Поэтому её и звали – Миротворка. Она очень любила смотреть на детей и поглощала витки их радости. Миротворка всегда мечтала пожить на земле, чтобы поиграть с детьми.
Как-то раз она попала в ураган. Её носило и терзало. Успокаивало лишь одно: Миротворка верила в силу детского смеха. После очередного головокружительного вращения она устала и заснула. А проснулась уже не ветерком, а ручейком. Она увидела изумрудные листья на деревьях, услышала щебет весёлых птичек и улыбнулась. Внезапно пошёл дождик, который покормил Миротворку свежими кристалликами воды. Так повторилось много раз, и вскоре из ручейка она превратилась в речку. Теперь к ней прибегали дети и купались. Они смеялись, резвились и дразнились. Им было очень весело.
Ребятишки плескались в воде и каждый день оставляли ей осколки своей детской радости. Этот ингредиент стал для неё самым важным. И стали полюбившуюся реку называть Осколок Детства. А позже название сократили, и зазвучало оно просто – Оскол. Мечта Миротворки сбылась.
Анастасия Чарнушина,
ученица 7 г класса