Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
20:26, 11 декабря 2014
 Борис Осыков  2943

«Ваш Самуил Маршак»

История о переписке белгородских школьников с одним из самых известных русских детский писателей

Если вы возьмете в библиотеке (а, может, у вас есть дома) восьмой том собрания сочинений знаменитого писателя Самуила Маршака, то сможете прочесть его письмо, адресованное юным белгородцам. Последнее, предсмертное письмо. Несколько строк комментария мало что добавят к этому письму. Мне же довелось быть свидетелем и участником той замечательной истории, и я охотно расскажу её вам, ребята.

«Москва, Дом книги…»

В самом начале 1960-х годов я, тогда ещё молодой начинающий журналист «Белгородской правды», познакомился с учительницей Софьей Ивановной Брусенцевой (она и жила неподалеку от редакции - на нынешнем проспекте Славы). И однажды Софья Ивановна посетовала:

- В нашем Белгороде писателей можно по пальцам одной руки пересчитать и книг у них немного, детских и вовсе нет. Встретиться бы с кем-либо из знаменитых… Мы вот недавно с моим 3 «А» провели утренник, посвящённый творчеству Маршака. Ребята читали его стихи, инсценировали сказку. Отличный получился утренник. Гости - ученики других классов и родители - горячо аплодировали. Был у нас и фотограф…

- Софья Ивановна, а вы с ребятами напишите письмо Самуилу Яковлевичу, расскажите об утреннике. Адрес я вам найду…

Адрес был лаконичным: Москва, Дом книги…

Пионерский отряд имени Маршака

Ответ пришлось ждать долго. Сначала ребята ежедневно спрашивали: нет ли письма? Потом всё реже и реже. Может, Дом книги не передал их послание?.. Но вот однажды 3-й «А» вызвали в учительскую и вручили конверт, на котором стояло: «От С.Я.Маршака. Москва, К-64, ул. Чкалова…».

Конверт долго ходил по рукам, ребята всматривались в чёткие черные буквы на плотном листе бумаги:

«Ученикам 3-го класса «А» школы № 16 г. Белгорода»…

«Дорогие ребята!
Дом детской книги Детгиза переслал мне Ваше письмо и фотографии Вашего класса. Большое спасибо вам за них. Мне было очень приятно познакомиться с вами хотя бы по этой фотографии, посмотреть на своих друзей-читателей.
Ваш С. Маршак».

В большом конверте была и фотография писателя с его дарственной надписью. Позже Маршак прислал ребятам ещё один большой фотопортрет.

Присуждение Ленинской премии писателю и его 75-летие, которое отметила страна, стали праздником и для его юных белгородских друзей. В новом письме в столицу ребята рассказали о том, что их пионерский отряд имени С.Я. Маршака занял первое место в школьном соревновании, собрал почти десять тонн металлического лома и тонну макулатуры. Поделились и еще одной новостью - Софье Ивановне присвоено звание заслуженной учительницы.

В ответном письме Самуила Маршака говорилось:

«…Пожалуйста, поздравьте от моего имени Софью Ивановну с присвоением ей почётного звания заслуженного учителя.
Напишите мне, какие из моих книг у вас имеются. Я пришлю вам те, которых у вас еще нет. Крепко вас всех обнимаю.
Ваш С.Маршак».

И вскоре в классе появилось сразу несколько книг с его автографами.

  • Эту фотографию Самуил Маршак прислал  ученикам 16-й школы

  • Письмо Маршака белгородским школьникам

  • Письма от Маршака белгородским школьтникам

Маленький герой Володя Дьяков

- Ребята, после уроков остаемся - письмо Самуилу Яковлевичу писать!..

Собравшись возле учительского стола, быстро договорились о первых строчках. Но потом вышла заминка.

- Как же о Вовке Дьякове писать - у него целых две двойки!

- Но ведь Вовка героический поступок совершил!

- И в газете про него написали!

- Ну и что? Двойки за Вовку газета исправлять не станет…

- Софья Ивановна, а как Вы считаете?

Ребята разом притихли. Софья Ивановна, погасив улыбку, с которой наблюдала за своими питомцами, сказала:

- По-моему, Вова исправит свои двойки и поведение его станет ровнее. Он ведь дал слово корреспонденту…
И 4-й А (уже 4-й!) написал об отваге своего товарища и вложил в конверт с письмом вырезку из белгородской газеты. Вот её текст:

«Вся школа, вся улица уже знала подробности случившегося. А «герой дня», начисто отмытый керосином, как ни в чем не бывало явился в школу. И, может быть, впервые 4-й А посмотрел на Вовку Дьякова с большим уважением…

А произошло следующее. После занятий ребята из 16-й школы собрались на пустыре - поиграть в футбол. Никто не заметил, как исчез четырёхлетний Вова Бородин. И только когда невдалеке раздался пронзительный детский крик - все бросились на помощь.

Мальчуган попал в битумную яму. Появилась она на пустыре так: приехали однажды машины и сгрузили цилиндрические чёрные чушки. А летом чушки растопились, жидкий битум заполнил яму до краёв.
Малыш уронил в неё игрушечный пистолетик и, не чуя беды, полез его доставать. Размягченная весенним теплом смола цепко схватила ребёнка. Сначала он барахтался молча, потом закричал. Подбежавшие школьники увидели, что насмерть перепуганный малыш погрузился уже почти по пояс.

Что делать? Кто-то побежал звать взрослых, кто-то, пытаясь помочь, бросал в смоляное озеро щепу и камни… И тут Володька Дьяков, не раздумывая, полез в коварную смолу. Подполз на животе к тонущему, схватил за ручонку. Потащил. Медленно, нехотя вязкая чёрная масса отпускала жертву.

Чьи-то руки подхватили заплаканного карапуза, понесли его домой… Но теперь самому спасителю пришлось худо. Пытался вылезти из смолы - завязли руки. Из сил начал уже выбиваться. Бросают ему связанные ремни, а вспотевшие ладони скользят, и с каждым неверным движением смола засасывает все глубже. Наконец, кто-то из мужчин догадался принести доски. Осторожно, как по тонкому льду, подобрались к «пострадавшему №2»…

Конверт, подписанный Самуилом Маршаком
Конверт, подписанный Самуилом Маршаком

Не успели…

Приближались летние каникулы 1964 года. 4-й «А» мечтал о поездке в Москву, в гости к писателю-другу. Ребята разузнали, что улица Чкалова - совсем рядом с Курским вокзалом, только площадь перейти, и обрадовались этому. Но как раз в те дни в переписке произошла неожиданная заминка.

 Истёк месяц, может, чуть больше. И вдруг в газетах появилось траурное сообщение «От Совета Министров СССР». А потом пришло письмо с тем же адресом: «Москва, К-64, ул. Чкалова…», но почерк был другой. Ребятам писал сын поэта: «Мой отец, Самуил Яковлевич Маршак, работал до самого конца. В восьмом номере журнала «Юность» вы прочтёте его пьесу-сказку «Умные вещи», корректуру которой он проверял еще 3 июля. За день до смерти…»

А спустя несколько дней еще одно письмо.

«Дорогие ребята, - писал И.С.Маршак, - Ваше письмо, адресованное моему, отцу пришло 3 июля. Отец был в это время в больнице, чувствовал большую слабость и совсем плохо видел. Когда вечером 3 июля ему сказали про письмо из Белгорода, он попросил ему прочесть это письмо и очень ему порадовался. Тут же он продиктовал следующий ответ, который попросил подписать секретаря:

«Дорогие ребята!

Ваше письмо было получено во время тяжелой болезни Самуила Яковлевича. Сейчас он находится в больнице.

Он был рад хорошим вестям от вас и обещал написать, когда немного поправится.
Самуил Яковлевич просит передать привет вам всем, вашей учительнице Софье Ивановне, а маленького героя Володю просит крепко обнять и расцеловать». На следующее утро (4 июля) наступило резкое ухудшение болезни, и к вечеру того же дня Самуил Яковлевич скончался. Все мы были так убиты горем, что не сразу вспомнили о продиктованном им последнем письме. Но сейчас я исправляю это, быть может простительное, упущение.

Желаю вам всем здоровья, счастья и славных жизненных дорог…».

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×