Белгородский областной журнал для детей и подростков и сетевое издание «Переменка31.Ру»

4 июля 2016 г. 12:29:39

В гостях у художника
Рисунок Софьи Лукьяновой

Хочу вас познакомить с Соней. Она не попадала в «Книгу рекордов Гиннеса», не претендовала на «Оскар» и не выигрывала Олимпиаду. Но именно про таких людей говорят: «золотые руки», «мастер своего дела», «и швец, и жнец, и на дуде игрец».

Просто Соня

Соня Лукьянова - обычная художница, как и миллионы других. Точнее, иллюстратор. Она рисует «скэтчи» (наброски, зарисовки), портреты, плакаты и многое другое, начиная от создания комиксов и заканчивая удивительными рисунками на футболках. Многие её работы посвящены жизненным темам, о которых многие даже не задумываются. Но кто, как не художник, видит жизнь в красках? Это удивительный талант, который развивается благодаря труду и упорству. А самое главное, что Соня передает этот опыт другим. Она помогает юному художнику поверить в свои силы, раскрыть свои «спящие» таланты и увидеть мир своими глазами, минуя штампы, которые часто внушают тебе окружающие. При этом она совсем не похожа на преподавателя, каких мы представляем себе в школах и институтах. Она общается с ребятами любых возрастов, предпочитая, чтобы её называли именно Соней, а не по имени-отчеству. Конечно, в дружеском коллективе можно узнать намного больше, ведь друзья и подскажут, и в беде не оставят. Такая атмосфера витаетв ярком и красочном АРТ-кафе «Башня», превращая его в творческий уголок. Наверное, никто не сможет рассказать лучше о своем видении искусства, как она сама. Предлагаю и вам послушать и на минутку ощутить себя в той самой атмосфере.

 

София Лукьянова
София Лукьянова

Искусство должно быть доступным

- Как ты относишься к тому, что ты делаешь: как к хобби или как к профессии? 

- Слово «профессия» или «профессионал» меня всегда, честно признаться, пугало. В этом слове заключена вязкая статичность, которую я не терплю. Если говорить о земном, то рисую - для общественного диалога. Именно возможность высказаться, найти интересную визуальную форму мыслям радует меня в рисовании. Искусство не должно быть элитарным, оно должно быть доступно всем. То, что я делаю, бывает рутиной, бывает вызовом, бывает чем-то неподъёмным для меня, бывает самой большой радостью, но так или иначе - это не хобби, не работа, а, скорее, потребность. Пока есть силы и пока есть, что сказать.

- В чём ты видишь развитие своего таланта и таланта учеников?

- Учеников, наверное, будет звучать слишком громко. Они мои коллеги. И вся атмосфера нездорового соперничества, какие-то инструменты подчинения и властвования, привычные вещи для ученичества, должны, мне кажется, оставаться за бортом творческих профессий. Тут не вопрос в том, правильно ли художница повторила чужой штрих. Тут вопрос в том, что пытается она сказать через своё творчество? Как направить её мысль, чтобы речь её рисунков была понятной, была услышана? А проблема-то в том, что ответа и для себя пока чёткого-то нет. В моей речи на тренингах никогда нет установок, нет власти авторитета. Любое правило, о котором я говорю, мы обсуждаем и оказывается, что это вовсе не правило - так, дельное замечание. Рисуем, выполняем задания, обсуждаем. Опять рисуем. Они все очаровательно талантливые, но стоим ли мы на месте или развиваемся - вопрос спорный. Некоторые скажут «развитие - вне зоны комфорта, а ты пытаешься создать доверительную тёплую атмосферку», но я устала от презрительных взглядов «художников», которые всем своим невероятно-развитым абстрактным мышлением не могут постичь такое простое слово «дружба».

- Какова цель твоих занятий?

- Познакомить ребят с культурой комиксов. Копнуть поглубже самой, «погрузиться с головой». Доказать, что рисовать комиксы не так сложно, как это выглядит. Призвать людей разговаривать рисунками, не стесняться включать фантазию, быть креативными, по-другому видеть мир. Разрушить стереотипы, разбить шаблоны. Убрать нимб и крылья у образа художника. Создать пространство без оценочных фраз. Преодолеть страх публичных выступлений. Рисовать одной. Рисовать вместе. Рисовать.

- Чему ты хочешь научить?

- Я хочу показать им разнообразие комиксов, заинтересовать их, вовлечь в этот удивительный мир сочетания самых смелых графических решений и текста, динамики, сюжета. Я хочу поделиться своим опытом, найти единомышленников. Возможно, создать свою «команду мечты» на базе интенсива в будущем. Мне не хочется, чтобы все рисовали «по ГОСТу». Мне нравится разнообразие стилей, нравится, что уровни совершенно разные. Мне хочется донести простую и очевидную идею, что ты можешь что-то создавать для многих людей и для самого себя, ты имеешь на это право, потому что ты - человек. Ты априори, классный, талантливый. Деконструкция этого недостижимого образа «тренера», «учителя», «гуру» или просто «создателя контента» приносит мне неописуемую радость. Это всё вселяет веру, что каждый из ребят, рано или поздно, так или иначе создаст что-то невероятное.

- Можно ли научиться рисовать или для этого нужен природный талант, как у тебя?

- Я считаю, что форму можно упражнять, сколько захочешь. Но смысловая нагрузка - она или есть, или её нет. Или человек создаёт этот самый диалог, или просто эксплуатирует невероятную форму. И такое искусство очень обманчиво - оно может быть очень правильное, с выверенной академической школой, но молчащее. Картина, в которой заложена идея, независимо от техники, способностей, предела художника - кто не репродуцирует, а продуцирует, в моём понимании котируется высоко. Но художникам приятно быть элитой, интеллектуальными сливками, которых никто не понимает. Все эти фразы, вроде «рисуешь, как ребёнок», «что это за кошмар?» убивают в людях желание создавать. Не пользоваться, не потреблять, а создавать. И мы теряем голоса людей, которых стоило было бы послушать. Эй, ты! Ты такой один. Пожалуйста, никогда не стесняйся рисовать. Ты - источник тысячи ещё не начатых прекрасных разговоров, человек!

Фото из личного архива Софии Лукьяновой


для комментариев используется HyperComments