Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
16:17, 27 января 2015
 Елена Растворцева, учитель-логопед белгородского детского сада № 74 «Забава»  1800

Скороговорки: игра или терапия?

 Скороговорки: игра или терапия? Фото из личного архива Елены Растворцевой
  • Елена Растворцева, учитель-логопед белгородского детского сада № 74 «Забава»
  • Статья
  • Елена Растворцева, учитель-логопед белгородского детского сада № 74 «Забава»
  • Статья

Используя скороговорки в занятиях с детьми, можно решить множество развивающих, воспитательных и обучающих задач

Хотите, чтобы вас понимали? Развивайте дикцию! Нет, не только правильное произношение звука "р". А именно чёткую, размеренную речь, смысл которой не теряется в "проглоченных" окончаниях.

Игра звуков

Скороговорки - это своеобразный речевой материал, который специально предназначен для отработки чёткой дикции человека. Вся прелесть этих замечательных фраз в том, что сразу их ни за что не повторишь. Это весёлая разнообразная игра звуков, которые меняются местами, путаются, пропадают, подменяют друг друга, зеркально повторяются. Они как будто дразнятся и предлагают померяться с ними силами, испытывать свой язык, память и слух.

Из глубины веков

На Руси скороговорки появились ещё в глубокую старину. Они помогали ребёнку быстрее освоить родную речь. Первым, кто обратил внимание на скороговорки, был известный собиратель русского фольклора Владимир Даль, который опубликовал их в своей книге «Пословицы русского народа». Записи этих древних скороговорок отражают жизнь давно минувших веков. Многие скороговорки пришли к нам из глубины времён и являются элементом народного творчества. Благодаря им, мы можем узнать, о чём велись разговоры в домах наших предков, ощутить колорит и особенности их языка: «Ал лал, бел алмаз, зелен изумруд», «Из-под Костромщины шли четверы мужичины; говорили они про торги да про покупки, про крупу да про подкрупки». Скороговорки бывают короткие и длинные, рифмованные и нерифмованные, сюжетные и бессюжетные, логичные и абсурдные, с повторами и без повторов, "построенные" на одном звуке и на сочетаниях звуков, доступные детскому восприятию и не рассчитанные на него.

Многогранность и универсальность

Вроде бы в скороговорках нет ничего необычного. Мы к ним привыкли с детства... Но если на них взглянуть повнимательнее, то перед нами откроется их многогранность, граничащая с универсальностью. Ребёнок подрастает и встаёт перед выбором будущей профессии. И оказывается, что чистая и внятная речь нужна во многих специальностях: это актёры и учителя, дикторы и комментаторы, диспетчеры и журналисты. Значит, из скороговорки можно извлечь огромную пользу. Тренировка дикции, то есть воспитание чёткой, ясной, членораздельной речи, необходима каждому ребёнку для успешного общения, обучения и для гармоничного развития. Скороговорки могут стать вашим тренажёром для развития речевого аппарата. Помимо пользы в виде качественного развития речи и, как следствие, активизации работы головного мозга, что тоже нелишне в любом возрасте для продолжительной и осмысленной жизни, скороговорки доставляют невообразимое удовольствие и детям, и взрослым, являясь предметом задорного смеха, причиной непредвиденных комичных ситуаций, залогом замечательного настроения.

Не в тягость, а радость

Скороговорки для детей были и остаются нелёгкими, но интересными играми. А взрослые ещё и знают: используя скороговорки для детей, можно решить множество развивающих, воспитательных и обучающих задач. Попробуйте заниматься с ребёнком скороговорками хотя бы по 10-15 минут каждый день – и очень скоро увидите результат. Ваша последовательность в этом виде работы обязательно принесёт пользу для ребёнка. Освоить технологию применения этих игр и упражнений несложно. Однако здесь очень важно знать и выполнять несколько простых правил:
- не допускайте скуки во время занятий, постоянно подогревая интерес детей новыми творческими идеями;
- отложите занятие, если ребёнок расстроен, устал или хочет заняться делом, которое ему больше нравится;
- знайте меру и не перегружайте малыша. Помните, норма - понятие относительное;
- забудьте о своём возрасте и с удовольствием включайтесь в работу с ребёнком;
- искренне гордитесь ребёнком, цените и уважайте его успехи.
Иными словами, добивайтесь того, чтобы занятия были не в тягость, а в радость. На одном занятии следует разучивать не больше одной скороговорки. В этом случае она глубже прорабатывается, чётче усваивается и остаётся в памяти на более длительное время.

Тренируйте детей, тренируйтесь вместе с детьми

Работают над скороговорками для детей в такой последовательности:
1. Взрослый произносит скороговорку очень быстро и чётко. Ребенку должно очень понравиться, как это звучит. Это даст стимул для того, чтобы научиться произносить скороговорку так же, как взрослый.
2. Теперь произнесите скороговорку в нормальном темпе. Спросите малыша: о чём она, все ли слова понятны.
3. Ещё раз закрепите правильное расположение органов артикуляции при произношении звука, часто повторяющегося в скороговорке.
4. Начинайте повторять скороговорку вместе с ребёнком в медленном темпе. Исправляйте малыша, если он неправильно произносит звуки.
5. Когда произношение закреплено, начинайте проговаривать предложение всё быстрее. Если у ребёнка возникают трудности, остановитесь пока на комфортной для него скорости произношения скороговорки.

Жизнь неумолимо наращивает темп. Ускоряется всё: машины, Интернет и, естественно, человеческая речь, что требует от нас ещё более высокой подготовки и глубоких знаний. Идти в ногу со временем или безнадежно отстать от реальности дня - перед таким выбором стоим мы все.

 А  здесь  вы найдёте ровно сорок скороговорок от большого друга "Большой переменки" белгородского писателя, краеведа и журналиста Бориса Осыкова!

 

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×