Белгородский областной журнал для детей и подростков

12 июля 2016 г. 16:26:38

Все болезни - от нервов. И от неправильных пищевых привычек.

Психосоматические основы питания детей
Фото Марины Шевчук

С первого года жизни важно сформировать у ребёнка правильные пищевые привычки, заложить принципы здорового питания. Процесс формирования этих привычек будет более успешным, если питание всей семьи соответствует принципам здорового питания. О том, как закладывать правильные пищевые привычки и традиции, рассказывает кандидат психологических наук Татьяна Михайлова.

Родительские заблуждения

В некоторых семьях от родителей к детям передаются традиции, со здоровым питанием не имеющие ничего общего. То есть, мамы и бабушки хотят сделать «как лучше», а в итоге страдает здоровье малыша. Разберём сасые распространённые родительские заблуждения, связанные с питанием маленьких детей.


1. «Ребенок плохо ест».
У детей аппетит не всегда одинаков; пища у маленьких детей усваивается лучше, чем у взрослых, прекрасно работают механизмы саморегуляции потребления пищи. Поэтому кормить насильно детей нельзя!

2. «Ребёнку – самое лучшее».

Деликатесы – не пища для детей. Врачи и диетологи давно разработали оптимальные детские меню, куда входят каши, молочные продукты, мясо, овощи, соки, фрукты. И без манго, креветок, дорогих морепродуктов и экзотических фруктов ваш малыш вполне будет чувствовать себя счастливым и здоровым.

3. «Скушай это, ведь это так полезно…».

Нужно ориентироваться на желание ребенка, помня о мощной способности к саморегуляции. Не перекармливайте ребёнка, не давите на него, иначе процесс кормления не будет приносить ему радости.

4. «Чего ты так медленно ешь…»

Смотрите вышеперечисленные пункты: не давить, не заставлять, не перекармливать! Ест медленно — значит, ему так комфортнее.

5. «Молодец, съешь за это конфетку…»

Такой посыл приведёт к стремлению искать утешение в еде. А что потом будете делать с лишним весом?

 

6. Питание ребенка во время болезни

Во время болезни работают другие законы и лучше проконсультироваться с врачом. При одном заболевании малышу потребуются силы, чтобы бороться с недугом; при другом — наоборот, лучше не перегружать организм пищей, ведь на её переваривание организм тоже тратит энергию. В общем, никакого «пищевого» самолечения!

Эмоциональное переедание

Не слышали о таком? А такие ситуации встречаются очень часто. Что такое эмоциональное переедание или, по-научномоу, эмоциогенное пищевое поведение? Вот его основные закономерности:

1. Пища играет доминирующую роль в жизни семьи. Она – главный источник удовольствия. Другие возможности получения удовольствия (духовные, интеллектуальные, эстетические) не развиваются в должной мере.

2. Любой физиологический или эмоциональный дискомфорт ребёнка воспринимается матерью как голод. Наблюдается стереотипное кормление ребёнка в ситуации его внутреннего дискомфорта, что не позволяет малышу научиться чётко отличать физиологические ощущения от эмоциональных переживаний, например – отличать голод от тревоги.

3. В семьях не происходит адекватного обучения эффективному поведению в период стресса и потому закрепляется единственный неправильный стереотип: «когда мне плохо, я должен есть».

4. Нарушены взаимоотношения между матерью и малышом. У матери есть только две главные заботы: одеть и накормить ребёнка. Привлечь внимание такой матери ребёнок может только с помощью голода. Процесс приёма пищи становится суррогатной заменой других проявлений любви и заботы. Это повышает символическую значимость приёма пищи.

5. В семьях наблюдаются травмирующие психику ребенка конфликтные ситуации, межличностные отношения хаотичны.

6. Ребенку не разрешают выйти из-за стола, пока его тарелка не опустеет. Таким образом, стимулом к окончанию приема пищи становится не чувство сытости, а количество доступной пищи. Ребёнок не приучается замечать вовремя признаки сытости и привыкает есть до тех пор, пока видит пищу, пока она есть на тарелке, в кастрюле, на сковороде и т. д.

А потом спрашивают: «Откуда ожирение?»

Главная причина детского ожирения — родители. Часто папы и мамы систематически на любое внешнее выражение ребёнком потребности отвечают: «Вот, лучше покушай!» или «Смотри, что мы тебе вкусненького принесли!» и ставят свое проявление любви к ребёнку в зависимость от того, ест ли он.

У больных с ожирением часто наблюдается очень тесная привязанность к матери, доминирование матери в семье, в которой отец играет лишь подчинённую роль. Мать своей чрезмерной заботой задерживает двигательное развитие и готовность к социальному контакту.

Чаще других называют следующие причины ожирения:

1. Бессознательные переживания при утрате объекта любви. Дети часто реагируют повышенным аппетитом при рождении младшего ребёнка в семье.  Общая подавленность, гнев, страх перед одиночеством и чувство пустоты могут стать поводом к импульсивной еде.

2. Ситуации, требующие усиленной деятельности и повышенного напряжения (например, начало посещения сада и школы) пробуждают у детей повышенные оральные потребности, которые приводят к усиленной еде.
Во всех этих «выявляющих ситуациях» еда имеет значение замещающего удовлетворения. Она служит для укрепления связей, безопасности, ослабляет боль, чувство утраты, разочарования, как у ребёнка, который с детства запомнил, что при боли, болезни или потерях ему давали сладости для утешения.

Нарушение в питании, в том числе недооценка психологических аспектов питания в детстве, может стать причиной многих заболеваний в последующие годы жизни. Заложенные с детства привычки особенно прочны.


для комментариев используется HyperComments