Современная система образования в качестве приоритетных целей рассматривает использование средств массовой коммуникации и медиапедагогики для формирования умений ориентации в информационном поле, противостояния манипуляциям общественным сознанием, для адаптации людей к новым социальным условиям жизни, для позитивного саморазвития личности. Немаловажная роль в достижении этих целей отводится и самим средствам массовой информации и коммуникации. Будучи неотъемлемой частью современного мира, его культуры, средства массовой информации вступают во взаимодействие с другими её составляющими, в том числе системой образования.
Газеты и журналы - наиболее зрелый элемент индустрии массовой коммуникации, где методы и формы сообщений отработаны десятилетиями; развитие всех более современных форм средств массовой коммуникации в значительной степени определялось именно опытом печатных СМИ. Поэтому проект использования СМИ в образовательном процессе предусматривает главным образом ориентацию на печатные издания как более достоверно и объективно отражающие реальность.
В основе программы «Пресса в образовании» - разработки Всемирной газетной ассоциации WAN-IFRA “Newspapers in Education”, успешно применяемые в разных странах (США, Канада, Аргентина, Мексика, Таиланд, Сингапур, Малайзия, Чехия, Венгрия, Словакия, Россия). Пресса в рамках этой методики используется как методические материалы для обучения школьников важным в современной жизни навыкам. Использование печатных СМИ в классе увеличивает интерес к чтению, а актуальность газетно-журнальной информации обеспечивает возможность живого и заинтересованного диалога учителя и учеников по темам, которые по тем или иным причинам выпадают из традиционной школьной программы - от этики человеческих отношений до политики, от современной экономики до межнациональных вопросов.
Но задачи проекта шире обычной образовательной цели - обучить, гораздо важнее вовлечь школьников в обсуждение того, как формируется информация сегодня, какие методы и инструменты используются для того, чтобы донести сообщение до общества, сформировать общественное мнение и получить представительную социальную реакцию.
Методика «Пресса в образовании» уже прошла апробацию в России - несколько лет, на уровне локальных экспериментов, ее эффективность изучалась АНРИ (Ассоциацией независимой прессы). Широко проект «Пресса в образовании» реализуется в Москве при полной поддержке государственных и муниципальных структур. В столице основу проекта «Пресса в образовании» составляют три издания - «Вечерняя Москва», «Столичность», «Московский журнал», которые сотрудничают с департаментами Правительства Москвы, обеспечивая, с одной стороны, особое качество содержания тех выпусков, которые используются в образовательном процессе, а с другой - получая важнейшую информацию о реакции молодых читателей на печатные СМИ. Не секрет, что привлечение молодежи - ключевая проблема для газет и журналов, аудитории которых стареют, уступая все больше медиапространства электронным СМИ.
В рамках этого проекта речь идет, в первую очередь, о просветительской и информирующей функциях СМИ, а не об освещении в прессе образовательного процесса. Таким образом, газета или журнал используется именно как материал на уроке или в качестве домашнего дополнительного чтения, на усмотрение педагога.
Основа проекта «Пресса в образовании» - сотрудничество общеобразовательных школ, учителей, учащихся и редакции газеты. Учителя используют газету в качестве актуального материала на внеклассных занятиях, кружках журналистики, а также на уроках. «Пресса в образовании» - это долгосрочное сотрудничество трёх сторон, которое выгодно всем: школы получают уникальную возможность использовать в новых образовательных технологиях самую оперативную и актуальную информацию с привязкой к местному контенту; подростки со школьной скамьи учатся регулярно читать газеты и самостоятельно искать интересующую их информацию; издатели формируют будущую аудиторию своих изданий, помогают детям, подросткам, молодым людям осознать тот факт, что газеты и журналы - естественная составная часть их информационного пространства.
Специальные выпуски, которые выходят в рамках проекта, НЕ являются попыткой:
- Заменить собой профессиональные педагогические издания.
- Осветить проблемы образовательного процесса в целом как явления и, в частности, деталей реформы образования и прочих нововведений, стать коммуникационной площадкой между школой как институтом и родителями.
3. Создать на базе существующих СМИ подростковые развлекательные издания, пытающиеся говорить со школьниками «на одном языке».
Что даёт проект «Пресса в образовании» детям?
- Получение интересной, актуальной, доступно изложенной и достоверной информации по различным предметам (русский и иностранный языки, литература, физика, химия, математика, биология и т.д.), необходимой для самообразования и подготовки к экзаменам.
- Участие в подготовке тематических полос и материалов для изданий, реализующих проект «Пресса в образовании».
- Работа со Всемирными паспортами читателя.
- Проведение экскурсий в редакции газет, журналов и телерадиокомпаний Белгородской области.
- Возможность участвовать в тематических проектах редакции.
- Приобретение аналитических навыков.
- Использование возможности высказать своё мнение, в том числе и через СМИ.
- Интересная и нестандартная учёба.
Что даёт проект «Пресса в образовании» педагогам?
- Возможность поделиться своими педагогическими наработками, новаторским опытом.
- Новости об использования прессы в подготовке уроков и классных часов публикуются в журнале и на сайте проекта в сети Интернет.
- Приучение детей к чтению периодики и критическому осмыслению публикаций.
- Обновление учебного материала.
- Нестандартная форма преподавания предмета.
- Участие в ежегодных конференциях, посвящённых реализации проекта «Пресса в образовании» в России.
Зачем это нужно редакции?
Цель проекта - воспитывать у подрастающего поколения культуру чтения, учить работать с информацией, высказывать свое мнение, делать выводы, быть терпимыми к сверстникам. Проект нужен редакции, чтобы с помощью педагогов участвовать в развитии нового поколения профессиональных, неравнодушных к проблемам своего города читателей, активных граждан своей страны.