Белгородский областной журнал для детей и подростков

29 января 2015 г. 15:32:51

О том, как важно "разговоры разговаривать"
Дружная семья. Рисунок Виктории Дубенцовой, 5 лет, г.Бирюч

У современных логопедов работы – хоть отбавляй. Всё больше и больше малышей с дефектами речи приводят родители на консультации к специалистам. Что же происходит с нашими детьми? Почему в век стремительного технического прогресса у детей возникают такие нарушения?


«Одна из главных причин в том, что взрослые всё меньше времени уделяют общению с детьми!» - считает логопед Белгородского Центра медицинской реабилитации Татьяна Ларина.


- Татьяна Валерьевна, почему увеличивается количество детей, не умеющих хорошо говорить?

- К сожалению, действительно, тенденция такова: детей, имеющих проблемы с речью, с каждым годом всё больше. Я работаю логопедом почти 20 лет и за это время число проблемных малышей увеличилось в разы. Многие 4-5-летние дети имеют словарный запас годовалого ребёнка – 15-20 слов. Среди детей 5-6 лет всё больше тех, кто имеет речевые деформации, увеличивается число детей со сложными речевыми нарушениями, с ранним детским аутизмом или вообще не разговаривающих. На решение таких проблем нужно много времени. И порой помочь ребёнку логопед может только в содружестве с неврологом, ведь многие проблемы с речью – это следствие неврологических нарушений. А дефекты устной речи неизбежно ведут к проблемам и в речи письменной, ребёнку будет тяжело учиться в школе.

- Есть семьи, где родители, скажем так, не разговорчивые…

- Да, есть. Но взрослые должны помнить, что у ребёнка основы речи закладываются «по подражанию», именно во время общения. Но именно общения с родителями детям очень часто не хватает. С ребятами нужно говорить, выслушивая их ответы, дети нуждаются в собеседнике! И говорить тепло, по-домашнему, без назиданий, как раньше общались с нами наши бабушки. В ежедневном общении со взрослыми дети учатся познавать мир, приобретают жизненный опыт, усваивают нормы поведения, осваивают нормы родного языка. Неслучайно ещё в давние времена женщины, узнавая, что беременны, начинали говорить с ребёнком. Его ещё не чувствовали, но уже говорили обо всём. Такие дети вырастали добрыми, работящими, ценили семейные отношения.

- Но родители могут возразить: мы зарабатываем деньги и не всегда есть силы и время на разговоры по душам…

- К сожалению, так и есть. И потому мамам и папам удобнее, чтобы ребёнок был занят телевизором, компьютером и т.д. Порой взрослые по телефону говорят больше, чем со своими детьми. А что дети видят по телевизору? Жестокость, насилие, слышат тарабарщину, сленг. В итоге дети в 3-4 года умеют говорить только "мама", "баба", "ам-ам", "ту-ту", "ко-ко"… А вспомните себя в этом возрасте! Уже, наверное, стихи Барто или Чуковского декламировали…

- Значит, если мы хотим, чтобы наши дети развивались гармонично, не принимаем никаких отговорок? «Разговоры разговариваем», несмотря на усталость и занятость?

- Конечно! Главное – не молчите, когда малыш рядом. Говорите с ним обо всём, рассказывайте, что и для чего вы делаете, описывайте свои эмоции, впечатления. Речевое общение взрослого и ребёнка в процессе деятельности позволяет малышу овладеть фразовой речью, обогатить свой словарь, свои эмоции. И не надо отговариваться, что мы ох как заняты. Идёте в детский сад, посмотрите вокруг, опишите деревья, снег, просыпающийся город, а ребёнок с удовольствием вам поможет. Варите борщ, чините кран, а он ведь тут, рядышком: объясняйте ход своих действий, попросите подать отвёртку, поднести морковку, загадайте загадку про инструменты, овощи.
Находите время для семейного чтения, рисования, готовьте концерты и семейные праздники, сочиняйте сказки, пойте вместе. 15 минут - сегодня, 20 минут – завтра. Хвалите его, радуйтесь вместе с ним. И вы увидите как «расцветёт» ваш ребёнок, как заиграет его речь разными красками!


для комментариев используется HyperComments