Белгородский областной журнал для детей и подростков

9 января 2017 г. 16:02:39

На берегах реки Оскол
Автопортрет Аркадия Рылова

Ребята, мы открываем новую рубрику – «Школа искусств», в которой будем рассказывать вам о жанрах музыки и живописи, о художниках, писателях, музыкантах и артистах, чьи жизни и творчество тесно связаны с Белгородской землёй.

И первый наш рассказ – об известном художнике-живописце  Аркадии Александровиче Рылове (он родился 29 января 1870 года в Вятской губернии, ушёл из жизни в 1939 году). Его работы хранятся в Третьяковской галерее в Москве и в Русском музее Санкт-Петербурга, в музеях Калуги, Костромы, Рязани, Казани, Астрахани и других городов. На некоторых картинах художник запечатлел белгородское Поосколье – много лет подряд он приезжал в наши края, чтобы отдохнуть и понаблюдать за красотой местной природы.

Красный домик

Учителем Рылова был знаменитый живописец Архип Куинджи. Впоследствии Рылов стал председателем общества художников имени Куинджи. Самые известные картины Аркадия Александровича – «Зелёный шум», «В голубом просторе», «Автопортрет c белкой» и другие – можно увидеть в Третьяковке и других крупнейших музеях России.

Под Валуйками, на Дорофеевской поляне (сейчас на этом месте расположен санаторий «Красная поляна»), была дача у академика Санкт-Петербургской академии художеств (там учился и сам Рылов) Алексея Рогова. По соседству стояла дача сестры Рылова, куда она часто приезжала с детьми. Однажды Рогов пригласил художника в гости на пасхальные каникулы,  и Рылов так влюбился в природу Поосколья, что стал приезжать сюда почти каждый год – с 1902 по 1915-й. Сведения о пребывании великого художника на валуйской земле собирали краеведы и сотрудники санатория «Красная поляна».

«Валуйский уезд входил тогда в Воронежскую губернию. Здесь, на Дорофеевской поляне, были дачи. Эти места оценили знатные люди из Петербурга, Воронежа, Саратова и других городов. Здесь была дача Алексея Петровича Рогова, художника-мозаичиста Академии художеств в Петербурге, здесь он занимался садоводством. Сад у Алексея Петровича был хотя и небольшой, но образцовый, славился по всему округу. Приезжали сельскохозяйственные экскурсии смотреть роговский сад. На месте сада сейчас находится первый корпус», – такую информацию можно найти на сайте санатория.

Сам Рылов в своей книге «Воспоминания» писал: «На опушке леса, по соседству с дачей сестры, в Воронежской губернии, я поставил себе летнюю мастерскую… В мастерскую вела дверь с узорчатыми петлями и большим витым кольцом от щеколды… Два больших смежных  окна давали достаточно света на мольберт с картиной и открывали чудный вид на поля, тихую реку Оскол, старый лес на берегу, десятивёрстные дали. В глубине мастерской было ещё одно окошко с видом на лесную опушку. В стене, обращённой к лесу, была сделана широкая дверь, чтобы, стоя у мольберта, я мог видеть внутренность леса и тропинку, уходившую в глубь лесную, чтобы можно  было писать человека, лошадь в лесу на пленэре прямо на картине...»

На его этюде «Красный домик» запечатлена та самая, похожая на сказочную, избушка в лесу, где художник устроил себе мастерскую.

Хвостатые «натурщики»

Рылов очень любил животных – не случайно одна из самых известных его работ называется «Автопортрет с белкой». Он был не просто художником-анималистом, но и  изучал повадки животных, их привычки и поведение; звери не боялись подходить к его избушке и даже заходить внутрь.  А внутри избушки тоже были свои жильцы  – обезьянка, зайцы, белки и птицы. Аркадий Рылов был очень добрым человеком: он покупал на рынке или подбирал в лесу раненых и слабых животных, лечил и выхаживал их и отпускал на волю. Так что в хвостатых и пернатых «натурщиках» у художника недостатка не было.

«Я как любитель природы наблюдал вместе с Мишей (племянником художника, который тоже часто приезжал на отдых к Роговым. – Прим. авт.) за насекомыми, рассматривал в микроскоп жизнь и борьбу микроорганизмов в капле болотной воды. По вечерам в сильный бинокль мы знакомились со звёздным миром. Неподалёку от дачи, на берегу Оскола, в меловых отложениях мы находили отпечатки красивых морских раковин и животных», – писал художник в воспоминаниях.

Рылов даже написал книгу очерков о животных и природе – «Когда это бывает» – и проиллюстрировал её собственными рисунками. А также иллюстрировал книги известного писателя Виталия Бианки «Теремок», «Сказки зверолова», участвовал в оформлении детского журнала «Ёж и чиж».

Природе Поосколья Рылов посвятил девять картин: «Весна на реке Оскол», «Река Оскол», «Весна. Река Оскол», «Весеннее утро. Река Оскол», «Красный домик», «Листья водяной лилии», «Осока. Река Оскол», «Вечер на реке Оскол», «Берег реки Оскол».

После его смерти в 1939 году известный художник Михаил Нестеров, друг Аркадия Александровича,  написал: «Рыловых природой отпускается очень, очень скупо»…


для комментариев используется HyperComments