Белгородский областной журнал для детей и подростков

20 июля 2015 г. 14:34:28

Игры со словами способствуют развитию и совершенствованию связной речи и формированию грамматически правильной речи детей младшего школьного возраста

Логопедические игры для детей

Такие игры разработаны логопедами для занятий с детьми, но в игры со словами можно играть и дома, на прогулке, в любое время и в любом месте - ведь с ребёнком нужно как можно больше разговаривать!

«Расскажи о друге, маме, папе…»

Каждый ребёнок должен сказать как можно больше прилагательных, которые начинаются с той же буквы, что и имя ребёнка.

Например:

Светлана - светлая, симпатичная, сияющая, сердечная, сказочная.

Дмитрий - добрый, достойный, доверчивый.

Мама - милая, молодая, модная.

Иван - искусный, игривый, интересный.

«Бесконечное предложение»

Один ребёнок говорит, например, слово «люблю», другой добавляет: «люблю маму», третий: «я люблю маму», четвёртый: «я очень люблю маму», пятый: «я очень сильно люблю маму» и т.д.

«Поймай слог»

Учитель-логопед «бросает» детям слог, а они должны превратить его в слово: па-папа, ма-мама, ар-арбуз, ку-кукла, ша-шарик и т.д

«Скажи словечко»

Учитель-логопед говорит начало слова, ребёнок добавляет частичку и проговаривает слово целиком: голо-ва, но-га, маши-на, тык-ва, лам-па, кро-вать и т.д.

«Скажи ласково»

Цель игры - научить ребёнка образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Например:

Катя-Катенька,

Мяч-мячик,

Окно-окошко и т.д.

«Если …»

Детям предлагается пофантазировать на любую лексическую тему. Например:

Если весна не наступит никогда…

Если солнце больше светить не будет…

Если ты увидишь в лесу подснежники…

«Что бывает?»

Цель игры - развить умение соотносить слово-предмет со словом-признаком и правильно их согласовывать. К слову-признаку надо как можно больше подобрать слов-предметов.

Красное - яблоко, платье, море…

Жёлтое - солнце, такси, пальто…

Зелёный - крокодил, свет, чай, берет….

Можно и наоборот, к существительному подобрать прилагательное: лимон - жёлтый, кислый, овальный и т.д.

«Для чего?»

Цель игры - развить умение составлять сложноподчиненные предложения со словами: для того, чтобы.

Лейка нужна … для того, чтобы поливать цветы.

Кастрюля нужна… для того, чтобы варить в ней борщ.

Рукавицы нужны… для того, чтобы рукам было тело зимой.

«Весёлый поварёнок»

Цель игры - развить умение образовывать предложно-падежные конструкции существительных относительно прилагательных.

Суп из гороха - гороховый суп.

Пирог из картошки - картофельный пирог.

Компот из вишни - вишнёвый компот.

Сок из моркови - морковный сок.

Котлеты из мяса - мясные котлеты.

«Один, два, много»

Цель игры - научить согласовывать числительные с существительными.

Одно ухо - два уха - много ушей.

Один стул - два стула - много стульев.

Один карандаш - два карандаша - много карандашей.

«Мой, моя, моё»

Цель игры - поупражняться в употреблении притяжательных местоимений.

Мой - рот, нос, глаз, лоб.

Моя - нога, шея, рука, спина.

Моё - колено, плечо, ухо.

Игры на развитие воображения и пополнение словарного запаса

«Кто что умеет делать?»

Что может телевизор?

Телевизор может: сломаться, показывать мультики, включаться, выключаться.

Что может цветок?

Цветок может: цвести, расти, пахнуть, распуститься, завянуть, радовать глаз.

«На что похоже?»

На что похож холодильник? Холодильник похож на прямоугольник, входную дверь.

На что похож зонт? Зонт похож на колокол, шапку, цаплю, потому что он стоит на одной ножке.

«Кто где живет?»

Кто живёт в норе? В норе живёт заяц, волк, лиса.

Кто живёт в дупле? В дупле живёт белка.

Кто живёт в улье? В улье живут пчёлы.

«Кто кем (чем) был - кто кем будет?»

Лошадь - жеребёнком, дуб - жёлудем, курица - цыплёнком, цыпленок - яйцом, лягушка - головастиком, бабочка - гусеницей, хлеб - мукой.

Использованы фотоработы участников областных конкурсов «Юность России» и «Земля российского подвига»


для комментариев используется HyperComments