Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
10:11, 03 августа 2018
 Владимир Бабич 2392

Кто такие «Великие голодранцы»?

Кто такие «Великие голодранцы»?
  • Владимир Бабич
  • Владимир Бабич

Голодранцы… Так на Руси называли бедных людей в оборванной одежде, но после Октябрьской революции 1917 года «имя» это прочно прикрепилось к детям бедных крестьян – комсомольцам. А великими они называли себя за великие идеи: им очень хотелось сделать так, чтобы все люди во всём мире жили хорошо. После революции в своих деревнях и сёлах, несмотря на сильное сопротивление зажиточных крестьян-кулаков, они помогали своим односельчанам пережить холод и голод.

Наш земляк Филипп Иванович Наседкин, уроженец села Знаменка Старооскольского городского округа, сам испытал все трудности той поры. Самый известный его роман так и называется – «Великие голодранцы».

Детство

Родился Филипп  Наседкин 27 августа 1909 года в бедной крестьянской семье. Отец погиб в Первую мировую. Мать осталась с тремя детьми на руках. Филя работал с малых лет, пас скот, трудился в поле. Детские годы пришлись на тяжёлое время – Октябрьскую революцию и Гражданскую войну. В 1924 году в Знаменке, как и во многих деревнях, создали комсомольскую  ячейку, куда вступил  и юный Филипп. Шла борьба с кулачеством (кулаками называли деревенских богачей, которые эксплуатировали бедных крестьян), и Наседкин не оставался  в стороне. Хотя  дело это было нелёгким, а порой и опасным. Как-то во время спора с местным богатеем тот ударил юношу кнутом по лицу. Из рассечённой брови пошла кровь, сильно заболел глаз. А однажды ночью Филиппа подкараулили на улице и сильно избили, его чуть живого нашёл сосед. Этот случай через много лет сильно скажется на его здоровье – он стал постепенно слепнуть. В 1929 году Наседкина как лучшего комсомольца направили  на важную работу, и он навсегда уехал из родного дома.

В подшитых валенках

Филипп очень хотел учиться. Он поступил  на литературное отделение Воронежского пединститута. Писал  стихи и рассказы. Его даже приняли на работу в областную воронежскую газету «Коммуна».

Этот деревенский парень странно выглядел в кабинетах: в подшитых валенках, в варежках из чёрной овечьей шерсти. Писал он много, но его статьи иногда полностью перечёркивали или сильно исправляли. Филипп спорил до хрипоты, защищая, как ему казалось, самое лучшее из написанного. Ему говорили: вы сильно много пишете, в журналистике главное – факты, а не длинные рассуждения. «Видно, журналист из меня не получается, – не теряя достоинства, отвечал он. – Буду готовиться к писательству».

Несколько рассказов  Наседкина напечатали в воронежском литературном журнале «Подъём». О том, что в Воронеже есть молодой и способный автор, узнал писатель Максим Горький. Он пригласил  его в Москву, похвалил первое творение – повесть «Зелёное поле». Возвратился  Филипп из столицы в синем двубортном костюме, тёмной сорочке с ярким галстуком. И больше в подшитых валенках в «Коммуне» не появлялся.

Рабочий уголок писателя.
Рабочий уголок писателя.
Фото Виталия Гаркуши

Главный роман

Наседкин много работал, писал заметки о колхозной жизни, о молодёжи. Его заметили и предложили  работать в  одной из самых популярных в то время газет – «Комсомольской правде». Он был собственным корреспондентом по Казахстану и  Украине. Там он и написал роман «Так начиналась жизнь» о комсомольцах-подпольщиках города Кременчуга.

В годы Великой Отечественной  войны Наседкин занимал должность секретаря Центрального комитета комсомола. Это была очень ответственная работа. Филипп Иванович помогал формировать молодёжные подполья. Но старые травмы не отпускали его: Филипп Иванович начал слепнуть. При этом он не терял силы духа и продолжал писать. Именно тогда вместе с другими книгами и появляются его «Великие голодранцы».

Действие романа происходит в далёком 1927 году. Писатель рассказывает о борьбе сельских комсомольцев с кулачеством в родной Знаменке. Главного  героя – Хвилю Касаткина – он «списал» с себя, прототипами других персонажей романа стали жители села. Писатель вспоминал, как обучал свою мать грамоте. Она стеснялась ходить вместе со всеми в избу-читальню и только после долгих упрёков, что у секретаря комсомольской ячейки мама не может быть безграмотной, согласилась учиться дома.

В начале 70-х годов прошлого века на сцене Белгородского театра имени  М. С. Щепкина поставили спектакль, ставший прообразом сценария фильма «Великие голодранцы». В 1973 году картину снял режиссёр Лев Мирский на киностудии имени М. Горького. Музыку к спектаклю белгородского театра написала известный композитор Александра Пахмутова – автор десятков советских хитов. Текст же для «Комсомольской песни» сочинил белгородский поэт Игорь Чернухин.

В 1977 году Мирский снял продолжение истории о комсомольцах – фильм «Красный чернозём». Оба романа писатель объединил в дилогию «Русская нива».

Рабочий уголок писателя.
Рабочий уголок писателя.
Фото Виталия Гаркуши

При жизни музей не нужен

Филипп Иванович никогда не забывал своё родное село, переписывался со многими знаменцами. Интересовался их жизнью и тем, нравятся ли людям его книги, спрашивал у них совета. Писателя часто приглашали в гости.

В 1969 году он писал: «Сделать мне сейчас это очень трудно, я совсем не вижу. Я не решаюсь в таком состоянии пускаться в длительные путешествия. Да и появляться перед земляками в таком виде не хочется. Я продолжаю лечиться, и если удастся разогнать туман, который меня окружает, я непременно приеду в Знаменку и буду счастлив встретиться с земляками».

В 1985 году в послании своему другу Наседкин  писал, что недоволен действиями местного активиста, который пытается при его жизни создать музей: «Я лично не просил его об этом и был бы огорчён, если бы вы подумали, что он действует по моей просьбе… Я ещё, слава Богу, жив».

Эти письма показала и много интересного рассказала о жизни писателя заведующая сельским музеем Ирина Унщикова.

«Он был очень скромным человеком. Филипп Иванович  приезжал на родину в 1971 году, и ему очень не понравились торжественные мероприятия, устроенные в его честь. Он считал это лишним, ненужным.  К сожалению, дом, в котором жил Филипп Наседкин, не сохранился. В нашем музее мы создали рабочий уголок писателя, точно такой же, как в его московской квартире: пишущая машинка, настольная лампа, старый телефон и много фотографий», – рассказала Ирина Владимировна.

Умер писатель 4 июня 1990 года. Его именем названы улицы в Старом Осколе и в родном селе. Имя Наседкина носит и библиотека в Знаменке.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×