В этой связи и появилась идея создать в группе нашего детского сада мини-музей «Светёлка-рукодельница», где дети получат возможность не только посмотреть, но и потрогать своими руками предметы быта, изделия старины, устроить посиделки. В интерьере русской избы малыши с удовольствием собираются за столиком, пьют чай из самовара. Девочки и мальчики наряжаются в русские народные костюмы, водят хороводы. Здесь для детей проводятся занятия, на которых они знакомятся с жизнью русских людей, с народной игрушкой, традиционным укладом жизни. Они узнают много интересного и о народных игрушках: дымковской, богородской, матрешке, ведь такие игрушки – это мир сказочно нарядных, красивых и выразительных по пластике фигурок животных, людей, птиц. Дети легко узнают образы народной пластики, радуются их ярким красочным орнаментам. Изделия эти поднимают настроение, раскрывают мир весёлого праздника.
Дымковские игрушки просты, но своеобразны, они наивны, но выразительны. Именно дымковская игрушка разносторонне воздействует на развитие чувств, ума и характера ребёнка. На занятиях по изобразительной деятельности дети украшают дымковскими узорами вырезанные силуэты игрушек (уточка, козлик, конь и др.) и разных предметов (блюдечко, рукавички). Дети «оживляют» фигурки, повторяя на силуэтах знакомые узоры. Узоры рисуются сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом – так рисуют народные мастера. Организация занятий по декоративному рисованию дымковской игрушки даёт возможность детям почувствовать себя в роли художника-декоратора, отразить в своей работе эстетическое видение и чувствование окружающего мира.
Следует подчеркнуть, что обучению детей рисовать элементы русской народной росписи предшествует ознакомление с определённым видом народного декоративно-прикладного творчества. Так, знакомя детей с каким-либо промыслом, их одновременно знакомим с характерными признаками этого вида – материалом, из которого изготавливаются изделия, особенностями росписи, историей промысла. С этой целью в группе устраиваются выставки образцов данного промысла, просматривается иллюстративный материал
Формирование гармонично развитой личности наилучшим образом происходит в условиях развивающей предметно-пространственной среды. Особое место уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогли объединить семью и наполнить её досуг новым содержанием. Родители стали активными участниками педагогического процесса: они принимают участие в проведении праздников, в совместной деятельности, в украшении группы к русским народным праздникам, активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях.
Регулярно размещается информационный материал в родительских уголках «Художественно-эстетическое воспитание детей в семье», «Знакомство детей с народными промыслами», «Народные праздники», «Народные игры». Работа осуществляется в тесном контакте с педагогами дошкольного учреждения
Воспитанники детского сада младшего дошкольного возраста совместно с родителями принимают активное участие в выставках детского сада – «Осенний вернисаж», «Зимний вернисаж», «Пасхальный сувенир».
Родители помогли нам изготовить и оформить необходимый материал для интерьера русской избы: предметы народного быта (посуда, игрушки, расшитые полотенца, кружевные салфетки, которые придали интерьеру народной избы теплоту и уют); альбомы на различные темы («Умелец да рукоделец и себе, и людям радость приносит», «Русские народные игрушки»). А также настольно-дидактические игры - «Угадай народную игрушку», «Секреты бабушкиного сундучка», «Полезные вещи» и другие. Эти игры помогают ребятам оценить и практически освоить способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Для ознакомления с русским народным фольклором были сшиты народные костюмы, изготовлены музыкальные инструменты по русским народным сказкам. Собран материал по ознакомлению с русским фольклором.
Вот какие задачи ставим мы перед собой, знакомя детей с русским старинным бытом и фольклором:
1. Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам народного декоративно-прикладного искусства.
2. Умение создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах.
3. Знакомство с русским народным фольклором (сказками, песнями, частушками, пословицами, поговорками и т.д.).
4. Знакомство с русскими народными играми.