Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
15:37, 21 июля 2017
 Ольга Бирюкова, педагог дополнительного образования высшей категории; Мария Долинская и Ирина Ковалева, воспитатели «Центра развития ребенка» - детского сада № 14 «Золотой ключик» г. Белгорода 2397

Как лучше всего знакомить малышей с русским народным искусством

Как лучше всего знакомить малышей с русским народным искусством Фото предоставлено детским садом № 14 "Золотой ключик" г. Белгорода
  • Ольга Бирюкова, педагог дополнительного образования высшей категории; Мария Долинская и Ирина Ковалева, воспитатели «Центра развития ребенка» - детского сада № 14 «Золотой ключик» г. Белгорода
  • Статья
  • Ольга Бирюкова, педагог дополнительного образования высшей категории; Мария Долинская и Ирина Ковалева, воспитатели «Центра развития ребенка» - детского сада № 14 «Золотой ключик» г. Белгорода
  • Статья

Родная культура, как мать и отец, должны стать неотъемлемой частью души ребёнка

Ознакомление детей с произведениями народного творчества способствует пробуждению в них первых ярких представлений о Родине, о её культуре, приобщает к миру прекрасного. Родная культура, как мать и отец, должны стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность. Это новое отношение к старинным праздникам и традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству. Обращение ребёнка к русской культуре носит воспитательный характер: развивает творческие способности, формирует художественный вкус. Эстетические чувства, восприимчивость к красивому обогащают жизнь маленького человека, влияют на его духовный мир, влияют на его поведение и поступки. Через близкое и родное творчество своих земляков детям легче понять и творчество других народов, получить первоначальное эстетическое воспитание.

В этой связи и появилась идея создать в группе нашего детского сада мини-музей «Светёлка-рукодельница», где дети получат возможность не только посмотреть, но и потрогать своими руками предметы быта, изделия старины, устроить посиделки. В интерьере русской избы малыши с удовольствием собираются за столиком, пьют чай из самовара. Девочки и мальчики наряжаются в русские народные костюмы, водят хороводы. Здесь для детей проводятся занятия, на которых они знакомятся с жизнью русских людей, с народной игрушкой, традиционным укладом жизни. Они узнают много интересного и о  народных игрушках: дымковской, богородской, матрешке, ведь такие игрушки – это мир сказочно нарядных, красивых и выразительных по пластике фигурок животных, людей, птиц. Дети легко узнают образы народной пластики, радуются  их ярким красочным орнаментам. Изделия эти поднимают настроение, раскрывают мир весёлого праздника.

Интерьер русской избы в детсадовском мини-музее
Интерьер русской избы в детсадовском мини-музее
Фото предоставлено детским садом № 14 "Золотой ключик" г. Белгорода

Дымковские игрушки просты, но своеобразны, они наивны, но выразительны. Именно дымковская игрушка разносторонне воздействует на развитие чувств, ума и характера ребёнка. На занятиях по изобразительной деятельности дети украшают дымковскими узорами вырезанные силуэты игрушек (уточка, козлик, конь и др.) и разных предметов (блюдечко, рукавички). Дети «оживляют» фигурки, повторяя на силуэтах знакомые узоры. Узоры рисуются сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом – так рисуют народные мастера. Организация занятий по декоративному рисованию дымковской игрушки даёт возможность детям почувствовать себя в роли художника-декоратора, отразить в своей работе эстетическое видение и чувствование окружающего мира. 

Дымковская игрушка
Дымковская игрушка
Фото с сайта http://www.kipov.ru

Следует подчеркнуть, что обучению детей рисовать элементы русской народной росписи предшествует ознакомление с определённым видом народного декоративно-прикладного творчества. Так, знакомя детей с каким-либо промыслом, их одновременно знакомим с характерными признаками этого вида – материалом, из которого изготавливаются изделия, особенностями росписи, историей промысла. С этой целью в группе устраиваются выставки образцов данного промысла, просматривается иллюстративный материал

Знакомство с народной игрушкой
Знакомство с народной игрушкой
Фото предоставлено детским садом № 14 "Золотой ключик" г. Белгорода

Формирование гармонично развитой личности наилучшим образом происходит в условиях развивающей предметно-пространственной среды. Особое место уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогли объединить семью и наполнить её досуг новым содержанием. Родители стали активными участниками педагогического процесса: они принимают участие в проведении праздников, в совместной деятельности, в украшении группы к русским народным праздникам, активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях.

Регулярно размещается информационный материал в родительских уголках «Художественно-эстетическое воспитание детей в семье», «Знакомство детей с народными промыслами», «Народные праздники», «Народные игры». Работа осуществляется в тесном контакте с педагогами дошкольного учреждения

Воспитанники детского сада младшего дошкольного возраста совместно с родителями принимают активное участие в выставках детского сада – «Осенний вернисаж», «Зимний вернисаж», «Пасхальный сувенир».

Родители помогли нам изготовить и оформить необходимый материал для интерьера русской избы: предметы народного быта (посуда, игрушки, расшитые полотенца, кружевные салфетки, которые придали интерьеру народной избы теплоту и уют); альбомы на различные темы («Умелец да рукоделец и себе, и людям радость приносит», «Русские народные игрушки»). А также  настольно-дидактические игры - «Угадай народную игрушку», «Секреты бабушкиного сундучка», «Полезные вещи» и другие. Эти игры помогают ребятам оценить и практически освоить способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Для ознакомления с русским народным фольклором были сшиты народные костюмы, изготовлены музыкальные инструменты по русским народным сказкам. Собран материал по ознакомлению с русским фольклором.


 

Вот какие задачи ставим мы перед собой, знакомя детей с русским старинным бытом и фольклором:

 1. Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам народного декоративно-прикладного искусства.

2. Умение создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах.

3. Знакомство с русским народным фольклором (сказками, песнями, частушками, пословицами, поговорками и т.д.).

4. Знакомство с русскими народными играми.

 

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×