Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
16:15, 03 сентября 2015
 Борис Осыков 2676

Два призвания Николая Анощенко

Два призвания Николая Анощенко Николай Анощенко. Фото с сайта: http://www.opbo.ru
  • Борис Осыков
  • Статья
  • Борис Осыков
  • Статья

Авиатор, кинематографист, изобретатель, писатель, создатель первых в России цветных и звуковых фильмов – таким был наш земляк Николай Анощенко.

Первая «фильма»

В Белгороде на проспекте Богдана Хмельницкого, неподалёку от Везёлки, стоит светло-серый двухэтажный дом. На его стене, у входа, прикреплена памятная плита. Прямоугольник красного гранита, барельефный портрет и текст: «На этом месте стоял дом, в котором 25 сентября 1894 г. родился и провёл детство первый красный пилот-воздухоплаватель, профессор Николай Дмитриевич Анощенко».

Родился он в семье юриста. Учился в Белгородской мужской гимназии. Отец по своим служебным делам часто ездил в Курск и Харьков, иногда брал с собой сына. Вот там, в губернском городе Курске, в 1907 году Коля Анощенко впервые увидел «фильму» (так называли кино в те времена). И через многие годы, вспоминая это событие, он скажет: «Впечатление от просмотра первого настоящего кинофильма было настолько потрясающим, что я даже до сих пор отчётливо помню некоторые куски из показанной тогда программы…».

Отец перевёл сына из белгородской гимназии в одну из московских. Здесь интерес Николая к кино стал расти и углубляться. Впрочем, вскоре его оттеснило на второй план новое страстное увлечение – авиация, которая стала бурно развиваться в то время в России. И он уже мечтал о небе, хотел стать пилотом и вместе с друзьями строил первые авиамодели. В 1910-м на первых в стране соревнованиях летающих моделей планеров работа Николая Анощенко заняла призовое место.

Первый прыжок

Летом 1914 года Николай окончил курс гимназических наук, а 1 августа Германия начала войну с Россией. Анощенко поступил в авиационный отряд; вскоре стал младшим офицером, а затем и командиром воздухоплавательного отряда аэростатов. В мае 1917 года поручик Николай Анощенко – впервые в русской армии – совершил испытательный прыжок с парашютом почти с километровой высоты.

За смелость и мужество в дни войны Анощенко был отмечен шестью боевыми наградами, в том числе высшей – орденом Святого Георгия. Закончилась Первая мировая, но разразилась страшная, кровавая Гражданская война. Николай Дмитриевич стал одним из организаторов первых воздухоотрядов молодой Красной армии, помощником начальника Воздушного флота армии. В 1920-м удостоился звания «Первый красный пилот-воздухоплаватель».

На воздушном шаре

…Утром 27 июля 1920 года с Красной площади Москвы отправился в первый полёт советский воздушный шар. Экипажем командовал Анощенко. Вскоре после этого успешно прошёл и первый в стране ночной полёт аэростата. Его тоже пилотировал наш земляк. В 1921-м Николай Анощенко стал главным инспектором Воздушного флота страны.

Из авиации – в кино

В полётах на аэростатах Анощенко не было равных.  Например, 8 ноября 1922 года на свободном аэростате «Красная Москва» группа аэронавтов во главе с Анощенко провела полёт в сложных погодных условиях – в густом холодном тумане. Почти через сутки стартовавшая в Подмосковье «Красная Москва» успешно приземлилась в Карелии вблизи границы с Финляндией.

А за четыре года до этого произошло поистине знаменательное событие: Николая Дмитриевича неожиданно попросили стать консультантом по вопросам авиации и воздухоплавания в отделе научных съёмок. Он создал сценарии первых учебных фильмов «Аэростат, его устройство и работа с ним», «Самолёт, как он устроен и как на нём летают», «Обучение молодых лётчиков». Но в кино его из авиации отпустили только в 1924 году, тогда он и поступил в Государственный институт кинематографии – знаменитый ВГИК.

Уже на третьем году учёбы студент Анощенко снял свою первую картину. Но особенно ценным оказался его вклад в операторскую работу. Здесь в полной мере раскрылся его талант изобретателя. Талант, нужно сказать, проявился давно, ещё в молодые годы – тогда Николай Дмитриевич усовершенствовал парашют, и его изобретение до сих пор используют в парашютных системах.

После окончания института Анощенко остался в нём преподавателем и проработал во ВГИКе более трёх десятилетий. Именно Анощенко изобрёл проектор с непрерывным движением плёнки (прибор, с помощью которого раньше «крутили» фильмы на большом экране) и метод цветного кино «Спектроколор». Проектор Анощенко был запатентован не только в Советском Союзе, но и в Германии, Франции и Соединённых Штатах Америки.

Режиссёр и оператор

Первым в истории отечественного кино цветным фильмом стала документальная лента «Праздник труда», автор её сценария и режиссёр – белгородец Николай Дмитриевич Анощенко.

Он же создал один из первых отечественных звуковых фильмов «Цыгане шумною толпою…». И лента эта превратилась в свое-образное учебное пособие, по которому училось искусству звукового сценария не одно поколение кинематографистов. Николай Анощенко был режиссёром десяти и оператором одиннадцати художественных и хроникально-документальных фильмов.

В 1973 году Анощенко приезжал в Белгород и в дар Белгородскому историко-краеведческому музею передал не только изданные в разные годы свои книги, но и необычные экспонаты – детали корзины, балластные мешки и верёвки аэростата и фотоаппарат «Фотокор-1».

Уже после смерти Николая Дмитриевича (15 декабря 1974 года) его сын Николай Николаевич Анощенко передал Белгородскому литературному музею значительную часть отцовского архива: фотоснимки 1910-1920-х годов (портреты первых отечественных лётчиков, моменты киносъёмок первых советских фильмов), десятки писем, написанных самим Николаем Анощенко. И, наконец, объёмистую рукопись его воспоминаний… Отрывок из них вошёл в сборник «Литературные памятники Белгородчины», изданный в 2008 году в Белгороде.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×