Камнерезное искусство Тувы
-
Людмила Булгакова, хранитель коллекции декоративно-прикладного искусства Белгородского государственного художественного музея.
-
Статья
-
Людмила Булгакова, хранитель коллекции декоративно-прикладного искусства Белгородского государственного художественного музея.
-
Статья
Секреты фондохранилища Белгородского государственного художественного музея
Собрание Белгородского государственного художественного музея — это кладезь уникальных образцов декоративно-прикладного искусства народов России. Сегодня речь пойдёт о народном камнерезном искусстве Тувы.
Рождённое в условиях кочевого быта, тувинское камнерезное искусство воплощалось в самых разных изделиях – игрушках, шахматных фигурках, декоративных деталях бытовых предметов и культовых принадлежностей.
В коллекции «Декоративно-прикладное искусство» Белгородского государственного художественного музея хранятся две скульптуры малых форм: «Арзылан» (1975) и «Сарлык» (1970) потомственного мастера тувинского национального народного искусства Хертек Монгул-оола (1942–1986). Эти редкие по красоте и сложности художественные изделия выполнены из поделочного камня агальматолита, который тувинские мастера называют «чонар-даш», т. е. «камень, который режут». Мастера обрабатывают камень обычным ножом или пилочкой, добиваясь чёткости узора. Агальматолит имеет множество оттенков: сероватый, розоватый, желтовато-золотистый, красно-коричневый, чёрный, которые вносят живописное начало в тувинскую скульптуру.
Исследователи утверждают, что традиционные изделия из агальматолита являются наследниками скифского звериного стиля. Со скифскими изделиями тувинские роднит преобладание зооморфных фигур (то есть фигур животных), искусная резьба, сложные композиции. Анималистическая тема – ведущая в камнерезном искусстве Тувы, именно с неё все камнерезы начинали свою творческую деятельность. В фондах как раз представлена скульптура малых форм в анималистическом жанре «Сарлык».
Сарлык – одно из названий горного яка. Это очень крупное рогатое животное с длинным телом, короткими ногами и большой головой.
Это очень необычные животные. На холке у яка небольшой горб. На ногах, боках и брюхе шерсть длинная и косматая, она образует своеобразную «юбку». Хвост яка похож на лошадиный. Яка ещё называют тибетским и хрюкающим быком. Это потому, что родина яка – Тибет, а недовольный як хрюкает, что крупному рогатому скоту не свойственно. Ещё в древности, в I тысячелетии до н. э., як одомашнен человеком. Используют яка в Тибете, Джунгарии, Памире и других частях Центральной Азии, в Монголии, Туве, Бурятии и на Алтае. Лучше всего они чувствуют себя на высоте двух-трёх тысяч метров над уровнем моря, где разреженный воздух и лежат вечные снега и льды. Всё туловище яка покрыто обильным волосом с густым пухом, что помогает ему переносить любые, даже самые жестокие морозы.
Второй типологической группой является символическая, которая представляет сказочно-буддийскую тематику. Образы взяты из буддийской мифологии, тувинского эпоса и сказок. Эта группа представлена в музее скульптурой «Арзылан». В ней воплощён образ мифического животного сказочного льва – стражника, охраняющего Небо. Излюбленный образ арзылана в тувинском народном творчестве стал пластическим воплощением мощи и силы. На пластику этого зверя в исполнении тувинцев явно повлияла китайская традиция изображения льва, стерегущего императорский дворец или буддийский храм.
Тувинцы – народ с древней историей и самобытной культурой. И сегодня мы в этом убедились ещё раз!
Людмила Булгакова, хранитель коллекции декоративно-прикладного искусства Белгородского государственного художественного музея.