Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
10:42, 27 апреля 2024
 Людмила Булгакова,  хранитель коллекции декоративно-прикладного искусства Белгородского государственного художественного музея. 241

Камнерезное искусство Тувы

Камнерезное искусство Тувы Скульптура «Тувинский дракон» Фото: kntuva.ru
  • Людмила Булгакова,  хранитель коллекции декоративно-прикладного искусства Белгородского государственного художественного музея.
  • Статья
  • Людмила Булгакова,  хранитель коллекции декоративно-прикладного искусства Белгородского государственного художественного музея.
  • Статья

Секреты фондохранилища Белгородского государственного художественного музея

Собрание Белгородского государственного художественного музея — это кладезь уникальных образцов декоративно-прикладного искусства народов России. Сегодня речь пойдёт о народном камнерезном искусстве Тувы.

Рождённое в условиях кочевого быта, тувинское камнерезное искусство воплощалось в самых разных изделиях – игрушках, шахматных фигурках, декоративных деталях бытовых предметов и культовых принадлежностей.

В коллекции «Декоративно-прикладное искусство» Белгородского государственного художественного музея хранятся две скульптуры малых форм: «Арзылан» (1975) и «Сарлык» (1970) потомственного мастера тувинского национального народного искусства Хертек Монгул-оола (1942–1986). Эти редкие по красоте и сложности художественные изделия выполнены из поделочного камня агальматолита, который тувинские мастера называют «чонар-даш», т. е. «камень, который режут». Мастера обрабатывают камень обычным ножом или пилочкой, добиваясь чёткости узора. Агальматолит имеет множество оттенков: сероватый, розоватый, желтовато-золотистый, красно-коричневый, чёрный, которые вносят живописное начало в тувинскую скульптуру. 

Тувинский мастер за работой Тувинский мастер за работой / Фото: old.kntuva.ru
Агальматолит является почти единственным поделочным камнем Тувы, активно используемым местными резчиками. Это непрозрачная разновидность минерала пирофиллита, относящаяся к поделочным камням. Добывается в Юго-Восточной Азии, Монголии, Узбекистане, Казахстане, в Восточной Европе. В России – на Южном Урале, Алтае, в Бурятии. 

 

Исследователи утверждают, что традиционные изделия из агальматолита являются наследниками скифского звериного стиля. Со скифскими изделиями тувинские роднит преобладание зооморфных фигур (то есть фигур животных), искусная резьба, сложные композиции. Анималистическая тема – ведущая в камнерезном искусстве Тувы, именно с неё все камнерезы начинали свою творческую деятельность. В фондах как раз представлена скульптура малых форм в анималистическом жанре «Сарлык». 

Скульптура «Сарлык» (1970) Скульптура «Сарлык» (1970) / Фото: из фондов Белгородского государственного художественного музея

Сарлык – одно из названий горного яка. Это очень крупное рогатое животное с длинным телом, короткими ногами и большой головой. 

Это очень необычные животные. На холке у яка небольшой горб. На ногах, боках и брюхе шерсть длинная и косматая, она образует своеобразную «юбку». Хвост яка похож на лошадиный. Яка ещё называют тибетским и хрюкающим быком. Это потому, что родина яка – Тибет, а недовольный як хрюкает, что крупному рогатому скоту не свойственно. Ещё в древности, в I тысячелетии до н. э., як одомашнен человеком. Используют яка в Тибете, Джунгарии, Памире и других частях Центральной Азии, в Монголии, Туве, Бурятии и на Алтае. Лучше всего они чувствуют себя на высоте двух-трёх тысяч метров над уровнем моря, где разреженный воздух и лежат вечные снега и льды. Всё туловище яка покрыто обильным волосом с густым пухом, что помогает ему переносить любые, даже самые жестокие морозы.

Второй типологической группой является символическая, которая представляет сказочно-буддийскую тематику. Образы взяты из буддийской мифологии, тувинского эпоса и сказок. Эта группа представлена в музее скульптурой «Арзылан». В ней воплощён образ мифического животного сказочного льва – стражника, охраняющего Небо. Излюбленный образ арзылана в тувинском народном творчестве стал пластическим воплощением мощи и силы. На пластику этого зверя в исполнении тувинцев явно повлияла китайская традиция изображения льва, стерегущего императорский дворец или буддийский храм. 

Скульптура «Арзылан» (1975) Скульптура «Арзылан» (1975) / Фото: из фондов Белгородского государственного художественного музея

Тувинцы – народ с древней историей и самобытной культурой. И сегодня мы в этом убедились ещё раз!

Людмила Булгакова, хранитель коллекции декоративно-прикладного искусства Белгородского государственного художественного музея. 

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×